Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

«Путь возвращения к Отцу Небесному необходимо начать уже сегодня» Проповедь в неделю о блудном сыне

Мы с вами помним о том, что в этой притче рассказывается, как у некого отца были два сына, которые были совершенно одинаково им любимы, и как младший сын, придя однажды к отцу, попросил, чтобы отец отдал ему половину всего своего имения, которая ему причитается, то есть половину наследства. Мы помним, что отец отдаёт эту часть своему младшему сыну, который спустя малое время уходит, как говорит нам Евангелие, «на страну далече», то есть уходит в далёкую страну, где начинает жить совершенно развратной, блудной жизнью, и расточает всю эту часть имения своего отца. В этой стране наступает великий голод, и в итоге этот несчастный младший сын не имеет возможности приобрести себе даже маленький кусочек хлеба для своего пропитания, и устраивается на работу к одному из жителей той страны для того чтобы пасти его свиней, и пищей ему служат свиные рожки, то есть то, чем кормят свиней. В итоге наступает такой момент, когда сын задумывается о том, сколько доброго, светлого и прекрасного было в доме его отца, и внутри себя задаёт вопрос: «вот, там сейчас слуги моего отца живут гораздо лучше, чем я здесь, и я уже, конечно, недостоин называться сыном, но всё-таки я пойду и попрошу, чтобы отец меня принял хотя бы в число своих слуг, потому что в этом случае моя жизнь будет гораздо лучше, чем та жизнь, которую я веду сейчас». И он набирается мужества и начинает это шествие к своему отцу, возвращение домой. А отец все эти долгие годы ежедневно высматривал своего сына. И, вдруг вдалеке увидев, как его сын возвращается, отец выбежал ему навстречу, обнял, расцеловал своего сына, и приказал, чтобы слуги принесли лучшую одежду, лучшую обувь, чтобы приготовили лучшую еду, которую только можно, надевает на его руку дорогой перстень и радуется возвращению своего блудного ребёнка, и полностью восстанавливает его в его сыновнем достоинстве. И заканчивается эта притча тем, что в это время старший сын находится в поле, работает и следит за большим хозяйством своего отца, и, возвращаясь домой после тяжёлого трудового дня, он слышит веселье, слышит, что в его доме проходит пир – в доме его отца, – и спрашивает у слуг, что произошло, в честь чего это пиршество, и узнаёт, что вернулся его младший брат. И тогда он приходит в гневе, в раздражении к своему отцу и говорит: «Как же так! Этот твой сын...» – видите, он не говорит «мой брат», он говорит «твой сын» – «…твой сын, который всё расточил и фактически сделал нас в два раза беднее, и жил блудно, и с блудницами расточил всё своё имение, – вот он вернулся, и ты устраиваешь ему такой пышный приём, а я столько лет тружусь рядом с тобой, и ты даже ни разу не сделал мне пир для меня и моих друзей». Отец видит эту скорбь своего старшего сына, его раздражение, и всё равно ласково, по-отечески говорит ему: «Сыне! Это вернулся твой брат...» – отец намеренно указывает, что это не просто «мой сын», а это «твой брат», – «...который был потерян и нашёлся. Всё, что моё, – это всё твоё, и ты на всё это имеешь полное право».

И, конечно, братья и сестры, когда мы с вами рассуждаем и думаем об этой притче, мы прекрасно понимаем, что эта притча относится к каждому из нас, потому что каждый из нас является вот таким блудным сыном или блудной дочерью, которые в своё время уходили «на страну далече», жили вдалеке от своего Небесного Отца. Потому что мы понимаем, что в этой притче об отце, естественно, речь идёт о Боге, о нашем любящем Небесном Отце, любовь Которого гораздо выше самой сильной, самой глубокой любви между людьми. И я бы хотел сегодня обратить ваше внимание на несколько важных моментов этой притчи.

Во-первых, мы видим, что когда младший сын ушёл и оказался в таком тяжёлом состоянии, – точнее, когда сначала он пришёл с тем чтобы у своего отца забрать причитающуюся ему половину наследства, – мы прекрасно понимаем, что отец знал практически на 100%, к чему это может привести. Потому что так очень часто бывает, а, видимо, отец, конечно, уже был пожилым человеком, который имел опыт жизни, и он знал, что так бывает в жизни, когда человек к чему-то стремится, что-то хочет приобрести, что-то хочет заполучить, и когда он в итоге получит вот это значимое, что-то очень большое, то чаще всего человек потом начинает жить так, будто нет уже никакого Небесного Отца, что нет никакой ответственности перед Ним. Человек начинает думать, что, раз он такое большое богатство приобрёл, то он сможет до конца своих дней радоваться жизни, получать от неё максимум удовольствий, и в итоге очень часто такой человек, действительно, проживает свою жизнь блудно, то есть фактически прожигает свою жизнь и расточает всё имение. Но вместе с тем, братья и сестры, мы видим, что отец, который понимал это, и для которого, конечно, было очень тяжело отдать половину своего имения (потому что он это заработал тяжёлым трудом), всё равно не ломает свободу своего младшего сына. Так и Господь порой, зная наши греховные устремления, попускает нам, чтобы мы тоже уходили «на страну далече». Потому что, мы знаем, Бог создал человека свободным, и человек совершенно свободен выбирать между добром и злом, выбирать, что ему делать: добро или зло. Потому что если бы не было этой свободы, если бы человек был направлен к тому чтобы делать одно лишь добро, то тогда человек не мог бы быть сыном Богу, потому что тогда это был бы робот, это была бы несвободная личность.

И мы с вами знаем, что даже грехопадение наших прародителей, Адама и Евы, было также следствием дарованной им свободы. Потому что взаимоотношения между личностями, между Богом и человеком, а также и между человеком и человеком, возможны только в том случае, если эти обе личности совершенно свободны и делают выбор, руководствуясь своей свободой. И вот Господь очень часто попускает человеку, чтобы тот, воспользовавшись своей свободой, даже впал в греховную блудную жизнь.

Приведу такой пример. Приходят к священнику родители и жалуются на то, что их дети не слушают их, поступают по своей воле (подразумевается, что мы-то знаем, что нужно нашим детям, мы знаем, что для них благо, а что есть зло). Надо сказать, что, конечно, мы имеем право наставлять детей, потому что родители имеют больше опыт, и в том числе, и опыт падения, и опыт греха, а потому всегда стремятся предостеречь своих детей, но, к сожалению, дети очень часто тоже совершают выбор в пользу зла. Точно также уходят «в страну далече», и Господь попускает это иногда, ибо человеку иногда бывает полезно упасть в грязь, поваляться в грязи, поесть свиную еду. А потом он сам в какой-то момент понимает и осознаёт, в каком состоянии находится.

Мы знаем, что грех всегда сладок, он всегда манит к себе. И очень часто молодой человек, не имея этого опыта, опыта ощущения горечи греха, стремится быть самостоятельным, грешить и брать от жизни по максимуму; ведь ему кажется, что грех так прекрасен. Свобода так манит к себе человека, особенно, молодого! И порой бывает даже, что так поступают не только «обычные» дети, но и те дети, которые, в общем-то, с малых лет воспитывались по заповедям Божиим, в верующих семьях, ходили в Воскресную школу, вместе с родителями посещали храм, исповедовались и причащались. Уже позже, в какой-то момент, ребёнок заявляет: «Я не буду ходить в храм, и вообще, я очень многое пересмотрел в своей жизни!»

Конечно, это порой происходит под каким-то внешним влиянием, внешним воздействием окружающего мира, тех друзей, с которыми он общается. Мы знаем, что в юном возрасте друзья пользуются гораздо большим авторитетом, чем родители, бабушки, дедушки – самые близкие люди. И вот родители прибегают в ужасе к священнику и думают: «Что же мне делать? Как же мне быть? Мой ребёнок такое страшное совершает, такую непоправимую ошибку!»

Так вот, дорогие мои, всегда помните, что мы порой не в силах это изменить. В этом случае мы должны набраться терпения! И, действительно, порой таким детям, к сожалению, необходимо упасть в грязь, потому что, не упав в неё, не поев эту еду для свиней, они никогда не будут понимать и знать её вкуса и «послевкусия». Но мы должны не только набраться терпения и мужества, но ещё всегда показывать свою любовь к своим детям. Как далеко бы наши дети не ушли от нас, как бы они не оставляли своих родителей, они должны всегда знать, что имеют возможность вернуться! И мы должны всегда дарить своим детям и добро, и любовь.

И, если бы этого не было в жизни младшего сына, он бы, наверняка, не вернулся и погиб в этой далёкой стране; но в какой-то момент он вспомнил то доброе и светлое, что связывало его с родительским домом и с его отцом, он вспомнил, какую любовь ему дарил отец в детстве. Он вспомнил, что отец не насиловал его волю, не закатывал ему каких-то истерик, как часто делают современные родители по отношению к своим детям, а действительно, принял его выбор, и принял его самого таким, каков он есть.

Братия и сестры, не будем об этом забывать: как важно нам делать добро, да и не только своим детям, но как важно нам делать добро и по отношению к другим людям! Потому что очень часто то добро, которое мы делаем по отношению к другому человеку, может сыграть очень важную роль в его жизни. Может быть, в самый ответственный и решающий момент, когда человек будет находиться на гране отчаяния, он вдруг вспомнит то доброе и светлое, что было в его жизни, что приносили ему другие люди. Ведь почему порой люди доходят до состояния отчаяния и иногда даже заканчивают жизнь самоубийством? Потому что человек видит столько зла и несправедливости вокруг себя, и сколько зла и несправедливости было и в его жизни, в его юности! И на этом фоне он не может вспомнить, что же было доброго и хорошего. А если бы доброе и хорошее было, это могло бы остановить человека от какого-то большого зла.! И вот мы видим, что в итоге, это добро, терпение, любовь отца, и конечно, его ежедневная молитва о своём сыне, дали свои плоды.

И вообще, в те моменты, братия и сестры, когда ваши дети, как вам кажется, отходят от Бога, вам следует вспомнить слова одного святого: «Не говорите много детям о Боге, говорите много Богу о детях!» И действительно, молитва родительская, материнская, она способна, как раньше говорили, достать человека со дна морского.

И ещё один важный момент. Это касается старшего сына. Его возмущение, если смотреть по-человечески, справедливо, ведь его младший брат расточил половину имения. Но вместе с тем, братия и сестры, в образе старшего сына мы можем порой увидеть себя. Потому что иногда, видя успехи другого человека, в том числе, его успехи в духовной жизни, в церковной жизни, мы порой впадаем в зависть, начинаем думать: «Я ведь уже столько лет хожу в храм, я столько лет молюсь, и столько всего прочитал, и Евангелие почти наизусть знаю, а этот человек только пришёл – год, два назад - и уже такие успехи делает в духовной жизни, и к нему какое-то особое внимание со стороны священника…» И вот у нас возникает зависть, раздражение! Я уже не говорю, какие замечания мы делаем по отношению к человеку, недавно пришедшему в храм: «Это моё место в храме! Здесь я всегда стою!» Или: «Это моё послушание!»

И вот, братия и сестры, такое состояние может быть тоже очень опасным и порой губительным для человека, для его души. И мы всегда должны иметь огромную чуткость, огромное внимание к тем людям, кто даже, по нашему мнению, живёт совершенно ужасной развратной греховной жизнью. Мы не знаем, как эти люди жизнь свою закончат! И мы очень часто забываем тот факт, что многие святые, которым мы молимся, кто изображён на иконах, что многие из них в значительной части своей жизни далеко не были праведниками, а были великими грешниками - бандитами, блудницами, развратниками, убийцами. И не будем о главном забывать: Кто первым вошёл в рай? Потому что когда Господь был распят, то вошёл первым в рай разбойник! Понимаете, не праведник какой-то, ни учитель народа израильского, ни книжник, не раввин, а разбойник, убийца, который сказал: «Помяни меня во Царствии Твоем!»

И порой, не зная ничего, но видя, что человек живёт греховно, мы забываем, что, даже находясь на смертном огне, человек имеет возможность раскаяться и быть прощённым. Но мы внутренне возмущаемся: «Ну как это так – я тридцать лет проходил в церковь, и даже место у меня там своё было, а тут взялся человек, который жил, не пойми как, и в последний момент он раскаялся, и вот, он тоже будет со мной в раю. Что за несправедливость?» Вот эта притча как раз нам отвечает на этот вопрос. Потому что любовь Отца ко всем нам совершенно одинакова.

И поэтому, как я уже много раз говорил вам, очень страшно бывает разделять людей на верующих и неверующих, на крещёных и не крещёных, на православных и христиан других конфессий. Или делить людей какому-то национальному признаку. Это очень страшно, братия и сестры. Потому что мы так далеки от Евангельского духа!

И в этом случае мы бываем похожи на старшего сына. Но в итоге, конечно, любящий отец своей любовью вразумляет и старшего сына. И, хотя притча об не говорит, совершенно очевидно, что старший сын потом тоже и раскаялся, и устыдился, и принял уже своего брата как брата.

И вот, братия и сестры, находясь на пороге Великого поста, мы с вами тоже, порой как этот блудный сын, находимся «на стране далече» и тоже питаемся всякой пищей непонятной, только пищей не физической, а тем, что входит в наше сердце через наши глаза, через наши уши. Мы тоже питаемся этой нечистой едой, и важно нам в итоге осознать это и начать путь возвращения домой. Начать, не откладывая - не с завтрашнего дня, не с первого дня Великого поста, не с середины, а сегодня. Потому что уже сегодня нас Церковь готовит к этому Великопостному шествию. Аминь.

Протоиерей Димитрий Соболевский

Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.