Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

«Мы должны молиться за ближних, не отчаиваясь и преодолевая все испытания» Проповедь в неделю 2-ю Великого поста

И когда ты думаешь о таком течении времени, прилагая это к своей жизни, то ты приходишь именно в ужас от того, как мало времени нам с вами отпущено. Понимая это и прилагая это к себе, ты понимаешь, что по-настоящему ещё даже не начинал становиться христианином, не говоря уже о том, что ты даже ещё не начал, собственно говоря, и Великий пост. Что ты ещё не начал ничего менять в своей жизни, что ты ещё живёшь так, как будто ты будешь жить ещё сотни лет, а не какие-то десятки (в лучшем случае). Как часто мы живём, не задумываясь о том, что, может быть, именно сегодняшний воскресный день, сегодняшняя Литургия, вчерашняя исповедь или сегодняшнее Причастие могут быть последними в нашей жизни. Как важно нам, братья и сестры, всегда помнить об этом и задумываться!

Мы с вами знаем, что каждое воскресенье в храме Божием читается совершенно особое Евангелие, которое имеет совершенно особый смысл, для того чтобы научить нас хотя бы чему-нибудь. И вот сегодня, во второе воскресенье Великого Поста, мы с вами тоже слышали такое евангельское повествование. Что удивительно — это повествование читается не только в неделю вторую Великого поста, но ещё и дважды в течение года. То есть целых три раза Церковь нам предлагает именно этот евангельский текст, таким образом акцентируя наше внимание на чём-то очень важном, что, может быть, мы часто не замечаем в своей жизни, или, может быть, намеренно опускаем.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, как Господь Иисус Христос пришёл в город Капернаум. Огромное количество людей следовало за Ним. И, когда Христос вошёл в один из домов, то эта толпа заполнила и сам дом, и двор, и улицы, прилегающие к этому дому. И пришло много скорбящих, много больных, хромых, много тех людей, которые желали услышать Его слово. И Господь в этом доме говорил поучения. И тогда не было, как сейчас, специальных средств для того чтобы усилить голос человека. Господь говорил в этом доме — скорее всего, небольшом, потому что тогда в Палестине жили в очень небольших домах, — но вместе с тем огромное количество людей просто находилось там, просто находились рядом со Спасителем, надеясь не то что услышать — хотя бы увидеть Его.

И вот к этому дому приблизились четыре человека, четыре друга, как говорит нам Евангелие, которые принесли своего товарища, который много лет был парализованным — как говорит Евангелие, расслабленным. Если говорить современным языком — это был парализованный человек. И они принесли его на, видимо, наспех сделанных носилках, — может быть, на каком-то покрывале, — для того чтобы Господь его исцелил. И далее, когда они подошли к этому месту и увидели, что всё заполнено людьми и они никак не смогут внести своего друга, тогда они приняли такое отчаянное решение: они воспользовались определённой возможностью, влезли на крышу этого дома и разобрали её. Совершенно понятно, что тогда крыши домов были не такие, как сейчас. Тогда крыши устилались либо шкурами животных, либо какими-то ветвями с глиной, поэтому сделать это было совсем не сложно. И вот, разобрав крышу, они спустили этого своего друга прямо в комнату, где находился Христос. И Господь, видя страдания этого человека, сказал ему: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои. Возьми одр твой и иди в дом твой». И этот человек в мгновение ока исцелился. Он действительно встал, его мышцы наполнились силой, в его тело вошла жизненная энергия, которая дала ему совершенно новое, удивительное для него состояние — то, о чём он, может быть, уже многие годы даже и не мечтал.

И когда, братья и сестры, мы с вами слышим этот евангельский текст, то, конечно, мы должны задуматься о нескольких важных вещах, которые мы можем приложить к себе.

Во-первых, мы видим то, что Господь, исцеляя этого человека, говорит ему о прощении его грехов. Таким образом, нам даётся понять, что причиной любой болезни, которая есть в нашей жизни, безусловно, является грех. Мы с вами знаем, что наши прародители были сотворены Богом совершенно безболезненными. Человек до грехопадения не болел. Именно с грехом в мир вошли болезни. Таким образом, мы понимаем, что именно грех является первопричиной болезни человека. Если человек хочет исцелить своё тело, он прежде всего должен стремиться к исцелению своей души, потому что грех есть болезнь души, которая отражается и на теле человека.

Далее, братья и сестры, этот отрывок нам даёт совершенно потрясающую надежду. Надежду на то, что человек может быть прощён Богом не только по своему желанию, не только по своей личной просьбе к Богу, но и по желанию и просьбе своих близких. Потому что совершенно очевидно следует, что этот расслабленный был так парализован, что он даже не мог говорить, и он-то сам ни о чём не просил Христа! И мы видим, что этих четырех друзей — это была их молитва. Не он просил об исцелении, не он просил о прощении. Мы ведь даже не знаем о его внутреннем состоянии, а ведь, вполне возможно, он находился в состоянии уныния и отчаяния, понимая, что так до конца своих дней он пролежит на этом одре и умрёт в таком состоянии. Что сулило ему надежду? Тогда не было современной медицины, которая даже сейчас очень часто не в состоянии, например, исцелить такого человека, хотя бы даже до конца исцелить, а уж тогда тем более. И надежды, возможно, никакой не было. Но мы видим, что его друзья были движимы одним главным чувством, которое соединяет людей — любовью. Любовью, состраданием к своему другу. И вот именно они, принеся этого несчастного, разобрав крышу, спустив его, действительно показали любовь и доказали, что они любят своего друга. И, таким образом, Господь, зная помышления сердца человека, увидел вот эту молитву действия, — ведь они тоже ничего не сказали, они тоже ни о чём не попросили, но это была молитва дела. И в наших жизнях тоже очень много есть людей, которые нуждаются именно в такой помощи.

И есть люди, которые, может быть, не готовы ещё сказать Богу «прости». Есть наши близкие, которые не готовы стать перед Богом и признать себя больными людьми (потому что признавая себя грешником, человек признаёт, что он болен, что не может сам исцелиться, не может сам побороть свои страсти, свои недуги). И вот поэтому когда мы молимся за наших близких, когда мы молимся друг за друга, таким образом, братья и сестры, это Евангелие, именно это Евангелие, даёт нам надежду, что Бог может нас услышать. И я очень прошу вас: непременно верьте в это. Потому что я как священник могу засвидетельствовать, что за свою священническую практику я неоднократно сталкивался с тем, как люди менялись, совершенно кардинальным образом меняли свою жизнь именно благодаря молитве и деятельному участию в их жизни их близких. Как часто казалось, что нет никакой надежды, что человек уже буквально погибший, заблудший, ничто не может вытащить его из пучины, но близкие так молились от всего сердца, такие сердечные молитвы приносили, что Господь их слышал и помогал такому человеку, и вытаскивал его из этой пучины греха! Поэтому верьте, пожалуйста!

Но мы также видим, братья и сестры, ещё очень важно обратить внимание и на этих четырёх друзей. Мы видим, что в молитве — а это именно была молитва действия — они были настойчивы. Представьте себе, вот только подумайте: мы же не знаем даже, откуда они его принесли! Очень тяжело было нести. Возможно, это было днём, возможно, была жара, которая традиционна для Палестины, там бывает жарко и глубокой осенью, и ранней весной. И вот они вчетвером принесли этого друга, — и что они видят? Видят, что здесь огромная толпа. Ведь они могли ему сказать: «Слушай, всё, что можно было, мы для тебя сделали, дальше-то мы не можем действовать». Но они всё равно преодолевают испытание. Они залезают на дом, разбирают крышу. И, братья и сестры, когда и мы совершаем с вами молитву, особенно за наших близких, то у нас часто тоже могут быть такие испытания. И мы тоже должны не отчаиваться, мы тоже должны стремиться их преодолеть, и только в этом случае возможен положительный результат.

Как важно, братья и сестры, нам с вами всем молиться друг за друга, особенно верующим людям, христианам, поддерживать друг друга! Вы знаете, когда вчера вечером я готовился к сегодняшнему слову и раздумывал о том, что я буду сегодня вам говорить, я решил посмотреть те слова, которые я говорил много лет тому назад. Слава Богу, у нас есть такая информационная служба в нашем приходе, которая всё фиксирует, потом выкладывает на сайте, где-то ещё… И вот я прочёл там свою проповедь, которую сказал несколько лет тому назад, и я там сказал тоже примерно об этом, — может быть, несколько в другом ракурсе, — я сказал: «Братья и сестры, я вас призываю к тому, что… как важно молиться друг за друга!», — и говорю: «есть такая замечательная традиция в Церкви, чтение так называемой неусыпающей Псалтири, когда собирается группа верующих людей — двадцать, тридцать человек, — они разделяют Псалтирь и договариваются, что, вот, допустим, ты читаешь каждый день в течение сорока дней Великого поста какой-то маленький отрывок Псалтири в своё время, и таким образом прочитывается вся Псалтирь и поминаются все наши близкие». И говорю: «как было бы замечательно, я жду», — это я сказал тогда, — «я жду, когда такая группа соберётся у нас, и ко мне подойдут, скажут: батюшка, благословите нас вот на такую молитву». И вот вчера, когда я прочёл это, я думаю: ну и где эта группа? Где те, кто ко мне подошли и спросили благословения? А как часто я слышу, как вы приходите, и плачете, и рыдаете: и с сыном проблема, и с дочерью проблема, и с мужем проблема, и с тем проблема, и с этим. Ну и где ваша совместная молитва? А ведь она так важна, дорогие братья и сестры. Она так важна в нашей жизни, чтобы мы именно поддерживали друг друга молитвенно. Потому что в этом и заключается единство христиан. Мы можем сколько угодно молиться дома, сколько угодно о чём-то просить, но мы знаем, что общественная молитва, совместная, когда мы собираемся в храме, — это самая великая действенная сила.

И ещё, братья и сестры. В этой истории есть ещё один важный момент. Представьте себе эту картину, когда собралась вот эта толпа в доме, и как четыре друга со своим больным товарищем пробирались через эту толпу, через толпу горячих восточных людей. Я уверен, что много не только возмущения, но, возможно, и брани, и неприязни, и толчков они испытывали на себе. Но они всё равно пробирались! И вот так часто бывает и в нашем храме. У нас многочисленный приход, у нас много людей, и я порой слышу, как некоторые говорят: «Батюшка, вот я стою, молюсь, а у меня и справа, и слева, и в затылок мне не один человек дышит, а несколько, и толкнуть ещё могут, и пнуть, — вот я мечтаю о том, что стоял бы я один в храме, чтобы вокруг в радиусе 50 метров никого не было бы, так было бы замечательно, вот тогда бы я молился!.. Так я молиться не могу, а вот тогда бы я молился!..» Молился бы, прямо «замолился»! И вот очень часто бывает, что наблюдаешь такую картину: кто-то пробирается куда-то, кто-то кого-то толкнул, — и часто что возникает в нашей душе? Ропот. Ропот, раздражение. «Чего он идёт?» «Зачем он идёт?» «Почему он толкается?» Конечно, братья и сестры, это не говорит о том, что нам тоже так нужно поступать. Мы знаем, что если ты опоздал в храм, то, пожалуйста, стань в каком-нибудь месте, стой и молись. Но ведь мы порой не знаем, почему человек вот так пробирается вперёд. А может быть, в этот момент у него есть какая-то такая нужда, какое-то такое прошение есть в его сердце, он так хочет подойти!

Понятно, что Господь на любом расстоянии его сможет услышать, но иногда человек, движимый таким желанием, — может быть, такой скорбью сердечной, — хочет пробраться как можно ближе к алтарю, думая, что он таким образом будет ближе к Богу, что молитва его будет скорее услышана. И поэтому когда мы видим таких людей, то я вас очень прошу: не раздражайтесь, пожалуйста. Не гневайтесь. Принимайте этих людей с любовью, думайте о том, что, наверное, этому человеку нужно, нужно пройти вперёд. Не осуждайте такого человека. А если при этом мы раздражаемся, если мы гневаемся, ропщем, это является только одним показателем: что сами мы в этот момент не молимся. Потому что святые отцы говорят, что человек, который по-настоящему молится, в момент молитвы не может ни раздражаться, ни гневаться, ни роптать. Поэтому запомните, что всегда, когда мы ропщем, раздражаемся во время молитвы или, может быть, сразу после молитвы, — это показатель, что никакой молитвы пока в нашей жизни нет. И время так же идёт, и так же жизнь пролетает, и так же посты пролетают, и недели пролетают, и годы пролетают, а мы всё топчемся на одном и том же месте.

Милосердный Господь сегодня да услышит наши молитвы, особенно о наших близких, о тех, кого мы любим, потому что сегодня мы тоже принесли Господу все свои скорби и печали, и мы должны верить, что Господь нас непременно сегодня услышал, и даст нам Свою благодатную помощь, и даст, возможно, облегчение и тем, за кого мы молимся. Аминь.

Протоиерей Димитрий Соболевский


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.