Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

«Если мы терпим бурю в своём житейском море, это не значит, что Бог нас оставил»

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Во время оно Господь наш Иисус Христос отправляет своих учеников на лодке для того чтобы они переплыли через Геннисаретское озеро, а Сам оставляет их и, как говорит нам сегодня евангелист Матфей, удаляется один на гору для того чтобы вознести молитву к Своему Небесному Отцу.

Таким образом, Господь, братья и сестры, и нам даёт пример того, что самым главным, самым важным в духовной жизни христианина, безусловно, является молитва, духовное делание. Мы с вами знаем, что, действительно, христианин, всякий верующий человек должен делать добрые дела, и мы сейчас в нашей церковной жизни постоянно слышим призывы о необходимости социального служения, миссионерской деятельности, помощи заключённым людям. Безусловно, это всё является очень важной составляющей нашей церковной христианской жизни. И Господь в течение трёх лет Своего общественного служения тоже постоянно и исцелял больных, и проповедовал, и помогал нуждающимся. Но вместе с тем даже для Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа была необходимость в этой сокровенной молитве, когда никого нет рядом, когда никто не мешает. К сожалению, бывает так, братья и сестры, что в нашей жизни, в нашей церковной жизни мы иногда переключаемся на внешнее делание, совершая различные добрые дела, но порой за этими добрыми делами мы забываем о том, что главное — это молитва, главное — это общение человека с Богом. Ни в коем случае никакое общественное служение, никакая социальная или иная работа не может заменить общение человека с Богом. И поэтому для христианина — и для священника, и просто для верующего человека — богослужение, молитва тайная должны находиться во главе угла духовной жизни.

Когда ученики переплывали Геннисаретское озеро... Иногда бывает там, что совершенно внезапно налетает буря, сильные порывы ветра. И тогда на этом небольшом и чаще всего спокойном озере действительно поднимаются очень высокие волны, и плавание на ветхих судёнышках в то время было совсем небезопасным. И вот такая буря застала учеников Христовых ночью. Это действительно была очень сильная буря, волны буквально захлёстывали это ветхое судёнышко, и ученики Спасителя находились, как говорит Евангелие, в страхе и ужасе. И вот вдруг они видят в самой сердцевине этой бури, в её эпицентре, идущего по волнам Христа. Они не могут Его узнать, потому что во время бури всегда видимость плохая, плюс ещё действие страха. Они видят некий образ, они не могут точно узнать своего Учителя. Они, как говорит Евангелие, начинают думать, что это призрак, и начинают в ещё большем ужасе кричать и бояться. Дело в том, что в то время, даже будучи людьми, очень строго следовавшими Закону Божию, будучи законниками, знатоками Ветхого Завета, многие иудеи, как и многие ныне живущие люди, не были свободны от различных предрассудков и суеверий. Мы и сейчас знаем, что очень много в нашей жизни суеверий. Есть совсем безобидные типа чёрной кошки, перебегающей через дорогу, или ещё чего-то подобного, необходимости сплюнуть трижды, чтобы никто не «сглазил», но это безобидные суеверия, а есть на самом деле и небезобидные, когда люди порой руководствуются в своей жизни какими-то глупостями, и это, безусловно, порой вредит и их духовной жизни, потому что это ложное, пустое. Что такое суеверие? Это вера всуе, то есть вера пустая. Часто это вредит даже и отношениям между людьми. Так вот, в то время некоторые иудеи тоже не были свободны от суеверий. В то время было такое суеверие, что человек перед смертью видит призрака. И поэтому можно понять, что, когда ученики находились в такой, как им казалось, большой опасности на середине озера, и тут ещё вдруг они увидели призрака, то они подумали: «наверное, это к смерти». И поэтому они ещё больше начинают кричать и бояться. Но потом они на самом деле уже ясно и чётко видят Христа, Который к ним обращается и говорит: «не бойтесь, это Я».

И тогда самый горячий, самый ревностный апостол — Пётр — говорит Господу: «Господи! Повели мне прийти к Тебе по водам!» Заметим, Пётр не говорит «я хочу пройтись по водам», это не желание Петра произвести какой-то внешний эффект — тоже ходить по водам, — а это совершенно нормальное желание человека, который находился в страхе и ужасе и вдруг видит дорогого Учителя, и тогда понимает, что всё будет хорошо, что они будут спасены и ничего с ними не случится. Это движение ребёнка к своему родителю, ребёнка, который был в опасности и, вдруг увидев своего родителя, радостно бежит ему навстречу. Вот так же и Пётр говорит: «Повели, Господи, прийти к Тебе!» И Господь говорит: «Да, иди ко Мне». И Пётр выходит из лодки и начинает тоже идти по водам, но видит, что буря усиливается, волны набегают, и сомнение входит в его сердце, и он начинает тонуть. И тогда Господь протягивает Свою руку и вытягивает Петра, но уже говорит с ним не ласково, а строго, обличает его, говорит: «зачем ты усомнился, маловерный?» И после этого буря сразу прекращается, и вскорости ученики на лодке уже достигают другого берега Геннисаретского озера.

Это Евангелие, братья и сестры, с одной стороны, говорит нам о совершенно конкретной истории новозаветной, но, с другой стороны, имеет, конечно, ещё и глубоко символический смысл для нашей жизни, потому что мы все с вами являемся вот такими странниками, пловцами в море житейском. Святые отцы даже так точно и назвали — «житейское море». Каждый плывёт по такому житейскому морю, и бывает время затишья, тишины, спокойствия, благоденствия, когда водная гладь прекрасна, светит солнышко, у нас хорошее настроение, нам кажется, что всё замечательно, но так бывает не всегда. Бывает и буря. И бывает такая буря, что человек может впасть в отчаяние, в уныние, и ему кажется, что ничто и никто в этом мире не может ему помочь, что всё против него, всё против его жизни. Наверняка и вы слышали многажды из уст людей нецерковных, а иногда, может быть, и в наших собственных сердцах рождались такие мысли: «А где же Бог? Где же Господь, когда вот такая буря?» Потому что когда буря, когда скорби и испытания обрушиваются на человека, ему начинает казаться, что Бог отступил от него, что Бог забыл, что Бог не помогает. И люди говорят: «ну где же Бог в таких ситуациях?» Вот как раз, братья и сестры, мы должны всегда с вами помнить, что, какая бы буря ни происходила с нами, в какой бы буре мы ни оказывались, Бог никогда не стоит в стороне, Бог не наблюдает, а как раз-таки всегда находится в сердцевине, в эпицентре этой бури и всегда готов протянуть нам Свою Божественную руку. Но условием того является наша вера. Условием того, что мы сможем выйти из этой бури, является наша вера, и не просто вера, а ещё и доверие Богу, потому что как часто мы Богу не доверяем! Знаете, мы готовы, способны рассуждать: «да, я верю в Бога». А вот порой приходит, например, человек и рассказывает свою жизнь, рассказывает о каких-то своих проблемах, о проблемах со своими детьми, со своими близкими, о каких-то трудностях на работе, может быть, — всё, что угодно, — и вот человек он вроде бы верующий, он считает себя верующим, но он рассказывает так, что ты понимаешь: у этого человека нет доверия Богу, он Богу не доверяет. Он не чувствует, что Бог ведёт его по этой жизни. Он не чувствует в свое жизни Бога рядом с собой. И это бывает очень страшное состояние, когда человек не доверяет Богу. Вот порой приходит человек и говорит: «вот, у меня там сын (или дочь), они меня не слушают, какие-то совершенно жуткие вещи творят, вот я ведь растил, я думал, что мой ребёнок должен быть таким-то и таким-то, а он совсем не такой». И когда ты говоришь ему: «если так происходит, то, может быть, тебе стоит довериться Богу и доверить своё дитя Богу, чтобы Господь вёл и тебя самого, и твоё чадо?», то человек порой очень удивлённо смотрит: «Как это понять — довериться Богу? Это как?» А это — именно вручить человека в руки Божии и молиться Господу от всего сердца, с верой: «Господи! Ты видишь, я — немощный человек, я тону, я постоянно тону в этом житейском море! Как только налетает буря, даже маленькая, я тут же теряю всякую основу, я начинаю паниковать. Я — немощный, слабый человек. Но Ты Сам, Господи, Ты Сам помоги и спаси меня».

Я вас уверяю, что, если мы научимся доверять Богу, то Господь будет каждый день нашей жизни нас вести, а порой, может быть, даже нести на руках, когда нам совсем плохо и тяжело. Но этому нужно учиться, братья и сестры. И поэтому, безусловно, сегодняшнее Евангелие нас и вразумляет, и научает. Нет такого человека из зде стоящих в храме, да и вообще ни одного живущего, кто бы не испытывал вот это волнение бури. Но мы должны к Господу обращаться: «Господи! Простри Твою руку — невидимую, сильную, крепкую! Я доверяю Тебе! Вытащи меня из пучины морской! Аминь».

Протоиерей Димитрий Соболевский


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.