Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

"Важно никогда не прогонять Бога из своей жизни, как сделали жители Гадаринской страны". Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день, дорогие братия и сестры, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, мы слышали Евангельское чтение от евангелиста Матфея, и фрагмент этот читается дважды в течение богослужебного года. Совершенно очевидно, что, поскольку Церковь именно на этом Евангельском отрывке наше внимание сосредотачивает, то оно имеет большое значение для нас.

Господь и Спаситель наш Иисус Христос со Своими учениками переправился из города Капернаум через Генисаретское озеро, которое носило название Гадаринского. Как говорит нам Евангелие, в этом месте жили два бесноватых человека. И настолько свирепые демоны находились в этих людях, что они не могли жить с другими людьми. Эти два человека, как бы мы сейчас выразились, были совершенно не социализированы, они не могли находиться в человеческом обществе, и местом обитания этих двух несчастных были гробы, и жили они на кладбище. Но они не просто не могли жить среди людей — демоны, находившиеся в них, ещё и досаждали им, досаждали другим людям. Поэтому многие жители той страны даже боялись проходить через эти места. Возможно, бесноватые набрасывались на людей или избивали проходивших путников, и так продолжалось в течение длительного времени.
Мы с вами знаем, братия и сестры, что и в те времена, во времена жизни Спасителя, и за двухтысячелетнюю историю Церкви Христовой бесноватых людей было немало, и, может быть, некоторые из вас встречали на своём духовном пути таких несчастных людей. В этом случае мы с вами должны различать душевную болезнь (когда человек болен психически) и настоящее беснование. Потому что когда человек одержим нечистым духом, то внутри этого человека, действительно, живёт дух древний, дух злой и дух лукавый, который порой полностью сковывает волю человека. Мы не знаем, почему некоторые люди становятся бесноватыми; совершенно очевидно лишь то, что причиной этого, скорее всего, может быть именно греховная жизнь человека. Но это не значит, что бесноватые люди более грешные, чем другие. Может быть, есть люди, которые совершают более тяжкие и лютые грехи… Но вместе с тем иногда Господь попускает, чтобы демон входил в человека, и страдание этих людей невозможно описать.
И вот, когда Господь прибыл в эту Гадаринскую страну и сошёл на берег, эти два несчастных человека были, наверное, даже против своей воли ведомы нечистым духом к Спасителю. Потому что Божественная сила Христа, которая действовала в мире видимо, устроила всё таким образом, что и демоны, трепещущие лишь при одном произнесении имени Божиего, привлекались ко Христу. Когда эти два человека подошли, то демоны, находившиеся в них, сказали: «Что Тебе до нас, Иисус? Зачем Ты пришёл прежде времени нас мучить?» Безусловно, древний враг рода человеческого понимал, что Милосердный Господь непременно сжалится над этими несчастными, и поэтому демоны тут же стали просить Христа (понимая, что Господь непременно изгонит их Своей силой из этих несчастных людей), чтобы им не просто покинуть эти человеческие тела, но войти в стадо свиней, которое паслось недалеко.
И Господь повелевает нечистым духам выйти из этих несчастных людей и позволяет им войти в свиное стадо. Но не по одному демону находилось в тех несчастных людях, а было их великое множество. Евангелист Лука свидетельствует в своем евангельском повествовании, что на вопрос Спасителя «Как твоё имя?» демоны отвечают: «Легион». То есть огромное количество демонов было в этих людях, и вот эти демоны вошли в свиней, и свиньи в безумии начали сбрасываться с высоких берегов. В скорости это свиное стадо погибло.
Мы с вами, братия и сестры, при этом должны обратить внимание на то, что хотя враг рода человеческого диавол и слуги его, бесы, действуют в этом мире и приносят зло человеку, но самостоятельно они действовать не могут: демоны просят разрешения у Бога, чтобы войти в это свиное стадо. Это, братия и сестры, очень важно понимать особенно для тех из нас, которые, проявляя маловерие, а порой и суеверие, допускают в своей жизни размышления о том, что кто-то может человеку причинить какое-то зло. Есть, мол, такие люди, какой-то колдун или какая-то ведьма, может быть, причиняет мне вред, кто-то меня «глазит»… Конечно, когда это говорит человек невоцерковлённый, то это еще можно понять, но когда так размышляет христианин, читавший Евангелие, в котором сказано, что «и волосы на голове все сочтены, ни один не падает без воли Отца Небесного», это бывает слышать странно.
И вот сегодняшнее Евангелие нам тоже показывает и говорит, что не может никакая сила, и даже диавол, вредить человеку, если это не попущено Господом.
Более того, мы видим, что диавол не может действовать не только по отношению к человеку, но и по отношению к животному. Оказывается, чтобы войти и в животное, диавол спрашивает разрешения у Христа. Поэтому, братия и сестры, всегда будем помнить об этом, когда в голове возникают дурные мысли о том, что «кто-то что-то мне делает». Есть такое выражение: «мне делают»…
Увы, человек и тут попадается на диавольскую уловку. Когда в жизни человека происходят какие-то скорби, болезни, печали, то вместо того чтобы обратить внимание вглубь себя, чтобы задуматься о своих грехах и исправить свою жизнь, он поддаётся такой диавольской уловке – нет, он сам не виноват, он хороший, и грехов-то у него больших нет, а вот кто-то делает ему какое-то зло…
Но что же, братия и сестры, происходит дальше? А дальше пастухи, которые увидели гибель свиного стада, побежали к ближайшему городу, рассказали жителям этого города, что произошло (и жители этого города, видимо, были хозяевами этих свиней). Жители всего этого города вышли и, придя на это место, увидели, что два человека, которые столько лет были несчастны, были мучимы демоном, и более того, досаждали жителям страны, сидят совершенно исцелённые, и что даже вид их совершенно переменился. Но вместо того чтобы возрадоваться этому, вместо того чтобы вознести благодарность Богу, эти жители в ужасе просят Христа, чтобы Он покинул пределы их земли.
Здесь нужно, братия и сестры, ещё обратить внимание на один момент. Мы должны спросить себя, в чём же заключается некая странность, содержащаяся в этом евангельском повествовании? Земля эта была населена иудеями, а потому возникает вопрос – откуда там взялись свиньи. Потому что в Ветхом Завете считалось, что свинья является нечистым животным, и закон Моисея запрещал людям вкушать свинину. А тут мы читаем, что было огромное стадо свиней. Совершенно очевидно, что некоторые жители, будучи иудеями, нарушали этот закон Моисея и сами вкушали свинину. Но поскольку это были пограничные земли, где жили язычники, то, скорее всего, жители этого города выращивали свиней и продавали их язычникам, таким образом как бы себя оправдывая: мы-то сами свинину не едим, мы закон не нарушаем, а для язычников можно… Видимо, разведение свиней было основной статьёй дохода и благополучия жителей этой страны. Поэтому естественно, что когда погибло всё стадо, то эти люди поняли, что они потеряли весь свой доход… Ну какая здесь может быть радость об исцелённых двух людях, когда тут такое горе! И Господь покидает эту землю, Господь уходит с этого места по их просьбе.
Братия и сестры, так часто бывает и в нашей с вами жизни, когда мы не хотим, чтобы Господь был в нашей жизни. Увы, очень часто человек отвечает Господу: «Уйди, мне сейчас не до Тебя!» И так бывает, братия и сестры, опять-таки, в жизни людей не только невоцерковлённых, но и в жизни верующих людей. И порой это бывает в жизни тех людей, которые и регулярно молятся, и причащаются, и исповедуются, и постятся, но всё равно в их жизни Бог не занимает главного места. И лишь некоторая часть их жизни посвящена духовному, да и то порой духовной жизнью это не является – это лишь внешняя форма почитания Бога.
Бывает, Господь точно также врывается в жизнь такого человека. Зачем Бог врывается в нашу жизнь? Только с одной целью: чтобы спасти человека, чтобы дать возможность человеку последовать за Ним. Господь врывается в наши жизни, а у нас у каждого есть свои «свиньи», есть то, что мы так оберегаем, что так нам дорого! И даже когда мы понимаем, что это мешает нам на нашем пути к Богу, что это является стеной между нами и Господом, нам всё равно очень тяжело расстаться с любимыми и дорогими «свиньями».
И Господь врывается в нашу жизнь, зовёт человека, а человек говорит: «Уйди, не сейчас!». Как часто люди говорят, что, мол, я еще немножко поживу, возьму от жизни по максимуму, пока молодой и красивый, пока есть силы, а вот потом, Господи, подумаю и, может быть, пущу Тебя в свою жизнь…И вот, братия сестры, мы, действительно, очень часто вот так говорим Богу это совершенно жуткое и страшное слово «уйди».
И ничто нас не вразумляет – ни чудеса, которые происходят в нашей жизни, ни то, как Господь ведёт нас по этой жизни, как Он заботится о нас, – всё равно это всё уходит на второй план. Главное – это мои свиньи и то, чтобы с ними ничего не случилось. И вот так бережём этих своих свиней до конца своих дней! А когда человек уже становится старым, у него начинаются другие отговорки: теперь я стар, теперь у меня болезни, не могу поститься, теперь у меня ноги болят, не могу молиться, и в итоге так вся жизнь и проходит…
Поэтому, братия и сестры, как важно нам никогда не говорить Господу это слово «уйди», никогда не прогонять Бога из своей жизни. Потому что если мы так будем делать, то потом в итоге, находясь при своём конце, оглядываясь на свою жизнь, мы увидим, что прожили её впустую, что ничего, кроме этих свиней, мы не приобрели. Ведь все эти заботы, все попечения, над которыми мы так трясёмся, всё дорогое и драгоценное – всё это оказывается пустым, и никому это не нужно. Всё это потом исчезает, разваливается… Даже если человек много приобрёл, то он также бывает свидетелем того, как он всё это теряет.
Также, братия и сестры, сегодня мы с вами совершаем память святой равноапостольной княгини Ольги. И, конечно, прежде всего, я сегодня поздравляю всех наших многих Ольг. И многие из вас причащались сегодня, что, безусловно, является большой радостью. Братия и сестры, хочется отметить важное качество святой Ольги. Ведь она, будучи бабкой святого равноапостольного князя Владимира, который принял христианство и принёс его на нашу землю, жила в совершенно языческом окружении и при этом была христианкой. И муж её был язычником, и сыновья были язычниками. И, как говорит жизнеописание Ольги, она имела особое положение в обществе, будучи княгиней, но за спиной против неё плелись, безусловно, всякие козни именно со стороны язычников, и были насмешки, в том числе и от её мужа, и вместе с тем она выстояла. Вы знаете, это очень хорошо, когда есть храм, совершаются службы, когда ты утром встал и пошёл спокойно помолиться в церковь, и вышел, и ничего не боишься. А в то время было совершенно иначе, и, чтобы быть христианином, нужно было проявлять определённый подвиг. И вот, конечно, святая Ольга даёт нам пример этого подвига, этого стояния в вере.
Но даже в наше время, когда вроде бы всё можно, мы с вами знаем, что очень часто верующие люди подвергаются насмешкам. Многие говорят, что они православные, у нас там есть какие-то данные, какие-то опросы, что у нас там 80% православных или 90% в стране православных – ничего подобного. Нет, конечно. Потому что по-настоящему христиан, верующих, очень мало. Поэтому я знаю, что каждый из вас или многие из вас тоже порой подвергаются насмешкам, непониманию. И поэтому, конечно, пример святой Ольги для нас – такой пример стояния в вере, пример того, что не нужно этим смущаться, не нужно этого бояться, нужно совершенно смело исповедовать Имя Христово, памятуя, опять-таки, слово Господне: «кто постыдится Меня и Моих слов, того постыжусь и Я». Братья и сестры, будем об этом помнить.
Я, мои дорогие, сердечно всех вас приветствую, поздравляю с воскресным днём, всех причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Божие благословение, Покров Царицы Небесной да пребывают со всеми вами на предстоящую неделю. Аминь.

Протоиерей Димитрий Соболевский


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.