Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

«Прося наших небесных покровителей о молитве за нас, мы должны возлюбить Христа исполнением Его заповедей»

Проповедь в неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, поздравляю с днём памяти всех святых, в земле Русской просиявших.
Сегодня за богослужением мы слышали два Евангельских повествования. В первом отрывке говорится о призвании Иисусом Христом на служение апостолов, первым из которых, как сообщает нам евангелист, был апостол Андрей, от чего и получил он наименование — Первозванный, став первым апостолом Христа.

Далее Христос, проходя мимо рыбаков, увидел Иакова и брата его Иоанна и также призвал их. Они, оставив отца своего и сети, последовали за Спасителем.

Вот такое короткое повествование предлагается нам во второе воскресенье по Пятидесятнице. Но, несмотря на краткость, смысл этого Евангельского отрывка весьма глубок. Можно сказать, что в этом Евангелии Христос говорит нам о призвании не только апостолов, Его ближайших последователей, но и о призвании всех православных христиан. Из повествования мы можем видеть образ этого призвания. Мессия, как пишет Евангелист, позвал двух рыбаков. Если немного включить воображение, то перед нами предстанет следующая картина: разгар сезона, люди занимаются ловлей рыбы, и тут Христос завет их, они всё бросают - сети, свой родительский дом, и следуют за Ним. Вот такой образ призвания и следования за Христом — который есть образ любви и смирения.

Вспоминая следующий Евангельский отрывок сегодняшнего воскресного чтения, видим, что он начинается заповедями блаженств. В этих заповедях Христос в первую очередь говорит, что «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Мы часто говорим о нищете духовной, но не всегда понимаем и воспринимаем смысловую нагрузку этих слов. Так вот, нищета духовная — это есть образ не нищего человека, обделённого какими-то качествами, но это есть образ человека смиренного, образ человека с любящим сердцем. И одно без другого существовать не может. Наверное, не случайно сегодня мы прочитываем эти два Евангельских отрывка одновременно. Так как это призвание без нищеты духовной было бы невозможно. Исключая образа смирения и послушания, человеку было бы невозможно отречься от всего, последовав за Христом.

Конечно, мы могли бы сказать, что находимся в совершенно неравных условиях с апостолами. И если мы спроецируем эту ситуацию на нас, современных людей, живущих сегодня, то задавшись вопросом «что значит для нас отречься от всего и следовать за Христом», можем сказать, что это вовсе не значит, бросить свои семьи и работу, день и ночь стоять в храме, молиться и просить у Бога нечто. Хотя, это тоже имеет место быть, но все же, это удел совершенных.

Это удел людей-отшельников, которые молятся о всём мире и не находятся в праздности, как нам кажется. О них мы еще скажем, когда будем вспоминать о святых Русской земли.

По всей вероятности, для современного человека отречение от всего — это, прежде всего, отречение от своего социального статуса. Каждый из нас находится в обществе в определенном статусе: кто-то рабочий, кто-то медик, начальник, руководитель, директор или учитель. И именно этот различный социальный статус не даёт нам возможности до конца жить по-христиански и говорить друг другу "брат" или "сестра". Потому что всякий раз мы дистанцируемся друг от друга. Но отречься и следовать за Христом — это значит превозмочь эту дистанцию, посмотреть на эту ситуацию совершенно под другим ракурсом, стать смиренным человеком в полном смысле этого слова, не взирая на своё положение в обществе, будь ты начальник большой фирмы или самый простой рабочий. И, конечно, прежде всего образ Божий, то есть человек, христианин должен любить и быть отзывчивым ко всякой просьбе своего брата или сестры.

Вот такой образ смирения и послушания (а смирение равно послушанию) нам рисует один рассказ; очень яркий, как мне кажется. Многие из стоящих в храме, тех, кто читал его, поймут, о чём я сейчас говорю. Жил некогда епископ Василий Родзянко. Во время одного из своих визитов в Москву он шёл по улице, и ему встретилась на дороге старушка, совершенно нищая, простая женщина, которая попросила его освятить квартиру, говоря, что вот, мол, ходит она по московским храмам и никто не хочет освятить её хатку: «Может ты, батюшка, освятишь?».

Но, чтобы нам было более понятно, нужно вспомнить предысторию его архиерейской хиротонии. А предыстория такова: батюшка Василий был обычным «белым» священником. После того, как умерла его супруга, ему предложили архиерейскую кафедру и, соответственно, принятие монашеского пострига. По смирению он согласился, склонил голову перед священноначалием и пошёл на этот нелёгкий путь. Но, задумываясь об этом пути, он задал вопрос своему духовнику (на тот момент им был митрополит Антоний Сурожский, всем нам известный церковный служитель). Будущий епископ Василий спросил, рассуждая: «Я принимаю монашеские обеты и понимаю, как осуществить их в своей жизни: например, не есть мясной пищи и ряд каких-то других монашеских обетов, но я не понимаю, как я, будучи епископом, буду исполнять обет о послушании? Ведь все в епархии будут послушны мне. Как я буду исполнять этот обет?» После минутного молчания митрополит Антоний ответил ему: «А ты будь послушен и исполняй каждую просьбу от каждого человека, который встретится на твоём пути».

Теперь вернёмся к нашему рассказу о встрече в Москве владыки Василия со старушкой, просившей освятить её квартиру. Сопровождавшие архиепископа люди попытались отговорить владыку, намеревающегося идти и освящать жилище женщины, убеждая его в том, что они могут опоздать сделать те дела, которые им надлежало исполнить – ведь квартира просительницы находится на другом конце города. Но владыка идёт в храм, берёт облачение и направляется освящать квартиру старушки. И он не просто освящает квартиру, но и остаётся у неё для того, чтобы разделить с женщиной радость освящения, сидя с ней за одним столом.

Вот, дорогие братья и сестры, это и есть образ послушания, которое применимо и вполне реально осуществимо для каждого из нас. Здесь не нужно ходить куда-то далеко, не нужно отрекаться от своего социального статуса или положения в обществе. Но нужно следовать за Христом, и в этом следовании исполнять Его заповеди, первую из которых Христос несколько раз повторил апостолам перед Своей крестной смертью: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». И, исполняя эту заповедь любви, проявлять смирение и послушание. Потому что без этого смирения и послушания, без нищеты духовной по отношению к другому человеку, невозможно достичь Царствия Небесного.

Также сегодня мы с вами вспоминаем ещё одно очень важное событие церковной жизни нашего общества – память нашего колоссального духовного воинства. Не так давно мы чествовали праздник победы в Великой Отечественной войне. Многие из нас в этот день прошли с портретами своих сродников в «Бессмертном полку». А бессмертный полк нашего духовного воинства мы сегодня почитаем и видим на святых иконах.

Многие из них заработали Царствие Небесное ценой своей крови, о чем слышали в сегодняшнем апостольском чтении. И, вспоминая наших покровителей земли Русской, пели стихиры, в которых звучали замечательные слова: «Полче божественный, молись ко Господу о земном Отечестве твоем и о почитающих тебя любовию». Мы сегодня с вами обращаемся к Русским святым о том, чтобы они молились о нашем земном Отечестве. И это есть вовсе не нацизм. Почитание и любовь к своему земному отечеству — это есть и Евангельская истина, хотя христианин превозмогает и национальный признак, и признак государственный. Он житель не земного, но Небесного Отечества. Но постольку, поскольку мы пребываем и в этом мире, в нашем земном Отечестве, и тем более, что мы имеем в нём таких ходатаев и заступников, мы просим и молимся, чтобы они ограждали и Церковь нашу Русскую от невзгод, и государство наше Российское, и наши семьи.

Примечательны и интересны последние слова упомянутой стихиры — о ком мы просим, чтобы наши святые молились. Мы просим, чтобы они молились об их земном Отечестве, о тех людях, которые "почитают их любовью". А Христос в беседе со Своими учениками сказал, что «если будете соблюдать заповеди Мои, то Я узнаю, что вы любите Меня». Соответственно, если мы просим наших небесных покровителей о молитве за нас, о милости, то мы прежде всего должны возлюбить Христа исполнением Его заповедей. И только такое почитание любви дает возможность нам надеяться и живо верить в ту молитву и ограждение духовное, которое мы получаем от всего сонма Русских святых. «Все святии, в земли Российстей просиявшие, молите Бога о нас!». Аминь.

Иерей Игорь Миляев


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.