Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

«Пример утопающего апостола Петра призывает нас к самоотверженной молитве»

Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали Евангельское благовествование, в котором апостол Матфей повествует следующую историю. После того, как Господь насытил пятью хлебами пять тысяч человек, и это, как замечает евангелист, не считая женщин и детей, Христос просит учеников переправиться на другую сторону озера Генисаретского, чтобы Он мог помолиться в уединении. Господь остаётся на ночную молитву один, а сами ученики уходят в открытое море.

Итак, четвертая стража ночи, практически - раннее утро, предрассветное время. В этот момент Христос оканчивает Свою молитву и направляется к ученикам в лодке. В это же время разыгрывается на море большая буря, корабль начинает шатать волнами. Христос же идёт по воде, как по суше. Видя идущего Человека по воде, ученики сначала приходят в ужас и спрашивают друг друга, не призрак ли это, начинают сомневаться. Но потом, видимо, немного разглядев силуэт Спасителя, апостол Петр начинает кричать Шедшему: «Господи, если это Ты, то скажи мне пойти к Тебе!» Христос отвечает ему: «Иди».

Ученик выходит из лодки и направляется по воде ко Христу. Встречаясь с бушующим морем Пётр начинает сомневаться и тонет. Утопая, он кричит и молится Спасителю: «Спаси меня, Господи». Христос протягивает ему руку помощи, достает его из воды, и они вместе входят на корабль. Буря прекращается. А Христос тем временем находится в негодовании и обращается к ученику: «маловерный! зачем ты усомнился ?».

Такое Евангельское повествование предлагает нам сегодня Святая Церковь. На самом деле, если мы переносим, как всегда, то или иное евангельское повествование на нашу жизнь, то можем очень чётко видеть, что в нашей жизни происходит нечто подобное этой ситуации. Мы, как православные христиане, крещёные люди, приходящие в храм Божий, причащающиеся Святых Христовых Таин, слушающие Священное Писание, слушающие проповеди, читающие какую-то душеполезную литературу, все с вами знаем прекрасно о том, что Господь ждёт некоего действия от человека, Господь ждёт от человека неких подвигов. Господь ждёт, чтобы человек ввергся, как сегодня мы видели в Евангелии, в море, открытое море, в бездну, пучину. И это очень важно помнить тогда, когда мы начинаем делать, с помощью Божией, тот или иной поступок, берём на себя какой-то подвиг, хотим сделать нечто доброе (наверное, у каждого из стоящих здесь, в храме, есть этот опыт - опыт ввержения в бурю). Вот совсем простой пример — начинаем читать утренние и вечерние молитвы. Неукоснительно читаем молитвенное правило. Подвиг? Подвиг. И тут приходит буря, приходит сомнение, приходят наши житейские дела, семейные и рабочие заботы. Поднимается волна, и мы начинаем утопать. Начинаем утопать и перестаём нести этот подвиг. И, подобно апостолу Петру, мы уже не стоим на воде, как на тверди, а начинаем тонуть.

Здесь очень важна следующая часть повествования. Хотя Пётр и начал тонуть, но не потерял надежды, не потерял веры во Спасителя. Он начал кричать, молиться, уже захлебываясь: «Господи, помоги мне, спаси меня». А всё это происходит, дорогие братия и сестры, по одной очень простой, но ужасной причине. У Апостола Павла есть послание к Римлянам, в котором, в первой главе, он описывает причину всех трудностей и нестроений этого народа. Он говорит, что они суеверны, кланяются идолам, а потому потеряли истину; потеряв же истину, они потеряли защиту. Говоря упрощенным языком, они потеряли некий иммунитет.

Получается, самый главный парадокс в том, что чем больше мы грешим и не исповедуем свой грех, тем глубже мы ввергаемся в ещё более тяжкие грехи! Не бывает такого, чтобы человек, пережив один грех, не уклонился бы вправо или влево. Если мы от этого не избавимся, то непременно получаем два или три греха сверх. Вот это и есть та пучина, те волны, которые нависают над человеком. И в этом случае, к нам применим образ кричащего апостола Петра: «Помоги!».

Этот крик Спасителю не просто слова, которые были выражены апостолом изнутри. Это - слова, пронизанные жизнью, это - ответ всем вопрошающим на то, о чём мы молимся: «Ну почему, Господи, не происходит то, о чём мы просим?» А потому, что нет у нас вот этого крика, который был у апостола Петра. Да, мы обращаемся ко Господу, да мы веруем в Него, но мы не просим у Него от всего сердца, возлагая на Господа всю надежду, всё упование, ища у Него заступничества.

Если каждый из нас проанализирует, как он молится, то он увидит, что ожидает чуда. Мы ожидаем, что Спаситель что-то сделает или произойдёт какое-то особое событие в нашей жизни. Но чуда, в прямом смысле этого слова, не происходит. В какой-то степени, это и правильно. Мы не должны требовать чуда и не имеем на это права. Но все же, оно необходимо для укрепления нашей веры. Потому что без чуда не может быть полноценной веры! И всякий раз, когда мы продумываем, как и каким способом разрешилась бы та или иная ситуация, мы молим Господа, как бы подсказывая Ему, что именно Он должен сделать для её разрешения. И такая молитва не может быть молитвой апостола Петра, который взмолился: «Господи, дай мне Свою руку для того, чтобы я не утонул». Это не может быть криком души!

Мы с вами сегодня призываемся именно к такой молитве — самоотверженной. И сегодня не случайно слышали от евангелиста, как Господь уединился для того, чтобы совершить молитву, и неслучайно упомянуты утренние и вечерние молитвы, потому что это и есть образ уединения, когда Христос молился на горе Отцу. Свт. Феофан Затворник говорит: «Если ты дерзнул, то мужайся и иди дальше, если упал - вставай и надейся на Господа, Который рядом с тобой». Если мы будем надеяться всегда на Господа, Который ждёт от нас крика молитвы, крика вопрошания, просьбы очищения наших прегрешений, то Господь непременно окажет Свою милость. Возможно, это не будет милостью сегодняшнего дня. Ведь очень часто своими просьбами мы принижаем Бога. Мы просим о каких-то мелких вещах, о том, чтобы что-то произошло в нашей жизни, о том, чтобы, например, совершилась какая-то покупка, сделка. По большому счёту, это такая мелочь, о которой мы даже не должны дерзать просить.

И именно потому не всегда получаем просимое, что не о том просим, не о главном —не о спасении своей души. Мы просим, чтобы Господь сделал так, чтобы нам было комфортно жить. Но когда мы отвлечёмся от прошения комфорта в нашей жизни и будем просить о спасении нашей вечной души, то тогда исполнятся на нас те слова, которые сказал Спаситель - слова о том, что каждый нуждающийся достоин своего пропитания. Неужели вы думаете, говорит Спаситель, что Отец наш Небесный не позаботится о вас. И Он позаботится о нас, но тогда, когда мы будем заботиться о своей душе! Не о своей жизни, но о своей душе, своей вечной душе, которая так необходима Христу!

А если она необходима Ему, то Он, бесспорно, позаботится и о нашем теле, как носителе этой души. Мы говорим: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы веруем, что мы воскреснем, и воскреснем не просто душевно, но и телесно. И поэтому Христос, бесспорно, заботится как о душе, так и о теле человеческом, но только в тот момент, когда человек нашел в себе силы отказаться от себя ради Господа и жизни с Ним. Аминь.

Иерей Игорь Миляев


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.