Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

«Без прощения согрешений ближних не может быть полноценной любви»

Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, окончилась первая неделя Успенского поста, в сегодняшний воскресный день святая Церковь предлагает нам очередной отрывок из Священного Писания, вдумываясь в который мы извлекаем пользу для своей души.

Апостол Матфей в Евангелии описывает притчу, сказанную Спасителем. Господь рассказывает Своим ученикам, чему подобно Царствие Небесное. Оно подобно царю, который решил рассчитаться со своими должниками. Царь призывает к себе на суд одного человека, который задолжал ему огромнейшую сумму денег - десять тысяч талантов. Он приказывает продать этого человека, продать всех членов его семьи и ввергнуть его в темницу до того момента, пока тот не выплатит весь долг. Но раб взмолился государю, начал просить о пощаде и помиловании. И царь отпускает ему весь долг. Он прощает его полностью.

Тем временем, этот человек, только что сам находившийся в положении должника, выходит из стен дворца и встречает своего друга, который ему также был должен. Но должен был не такую значительную сумму, всего 100 динариев. Он хватает его за горло, как пишет евангелист, душит его и требует, чтобы тот отдал ему долг. На мольбы о пощаде этого несчастного человека он отвечает тем, что сажает его в темницу до того момента, пока не выплатит ему долг. Люди, видевшие это событие, были возмущены и, сжалившись над этим несчастным, пришли к царю, говоря: «Вот как поступил твой должник, которому ты только что простил весь его долг!»

Тогда государь, разгневавшись, повелел ввергнуть его в темницу, и отдать его истязателям, пока не вернет ему всего долга. Заканчивает Господь притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Такое Евангельское повествование предлагает нам сегодня святая Церковь. В прошлый воскресный день, вступая в пост Успенский, мы говорили о подвиге, говорили о том, что Господь ждёт подвига от человека, и пост это один из лучших периодов, когда этот подвиг православный христианин может совершить.

И сегодня мы узнаем ещё одну важную грань духовной жизни человека - отпущение грехов своим ближним. Эта притча достаточно понятна. Мы чётко можем видеть, что происходит с человеком, который ожесточён сердцем. Его ввергают в огнь кромешный. Но если мы более подробно начнём разбирать ее, то увидим, что, во-первых, та сумма, которую задолжал человек настолько велика, что отдать её практически нереально (такими суммами не обладали даже князья в то время). Если посчитать, то это более 160 тонн серебра. И если даже продадут всю семью должника, и всю жизнь будет он трудиться, то всё равно не сможет отдать весь этот долг. Господин прощает ему этот долг. И тут же человек выходит и требует у своего ближнего долг, равный, если перевести на сегодняшний день, примерно месячной зарплате. Вот такое несоответствие.

А если мы начинаем эту притчу сообразовывать со своей жизнью, то её можно примерно так «перевести»: всем нам Господь даёт некое бесценное сокровище, которое называется жизнь. Без участия Бога это сокровище никто бы из нас не получил. Это сокровище в той или иной мере даётся полноценным. Бывает, конечно, что дети рождаются больными. Но, как правило, болезни мы приобретаем в течение нашей жизни. И Господь даёт нам не только бесценное сокровище – жизнь, но и всё то, что нас окружает в этой жизни: воздух, свет, воду, пропитание. Это бесценное сокровище мы же ещё и насилуем. Проявляется это порой «в мелочах»: где-то на землю бросили бумажку, где-то мусор не убрали, и воспринимаем всё окружающее нас как «не наше». Живя по отношению к Творцу как бы в кредит, мы не отдаём Богу, но еще больше влезаем в этот долг.

И Господь, как мы видим из Священного Писания и знаем из учения Православной Церкви, невзирая на все эти обстоятельства, принимает образ раба, становится человеком и претерпевает крестные страдания. Это и есть образ того, что Господь отпускает нам все наши долги. Бог не ждёт ничего взамен того, что Он нам дал. Но что происходит в жизни человека? Иногда наша жизнь, дорогие братия и сестры, напоминает жизнь мелких лавочников, которые начинают выяснять отношения между собой, считать, что, кому и сколько должен.

И в этом случае мы уподобляемся двум неразумным девицам, о которых есть рассказ в одном из древних патериков. Жили две девицы, две сестры. Они были служительницами храма, всё время приходили в него, и не просто приходили - они трудились в храме. Но тем не менее, практически всех людей, которые приходили в этот храм, они осуждали. Они в той или иной степени судили о людях и как бы ставили на них клеймо. Конечно, об этом мало кто знал, потому что они общались только между собой, между собой судили других. Пришло время их кончины, и, по древнему обычаю, как служителей церкви погребли в храме. И вот, во время Литургии, при возглашении «Оглашенные изыдите», из гробов начинали подниматься тени и выходить из храма. И так Литургия за Литургией! Люди начали смущаться этим событием и обратились к местному епископу. Когда поняли в чём дело, собрали в храме всех людей, которых они осуждали, совершили исповедь, отпустили им все грехи, отпустили и этим девицам все обиды и пересуды, и после этого восшествие теней прекратилось.

Вот так, дорогие братия и сестры, бывает и в нашей жизни. Мы думаем то, что о наших поступках мало кто знает. Но не тут-то было. Мы все предстанем перед судом Господа, и мы знаем, что этот суд будет не лицеприятен. Это одна из важнейших особенностей суда — нелицеприятность. Потому что мы в этом мире, как правило, привыкли к суду лицеприятия. Мы даже визуально можем судить о человеке по его внешнему виду. И по внешнему виду уже создаём некое впечатление об этом человеке. Тем самым, уже его осуждая. Если мы задумаемся над событием, описанным в сегодняшней притче, то мы увидим, что, на самом-то деле, образ неотпущения грехов имеет еще более глубокие корни. А корнем этого зла является гордыня. Потому что по гордыне человек осуждает другого человека; именно по гордыне мы не хотим прощать наших ближних; именно по гордыне мы считаем себя кем-то более высоким, нежели наш брат или сестра, и отвергаем его или её.

Поэтому святые отцы и говорят об образе духовной жизни; ведь в духовной жизни все связано очень тонкими нитями. Не может человек грешить только одним грехом! Если мы не избавляемся от одного греха, то обязательно, как снежный ком, обрастаем всё новыми и новыми, доходя до ужаснейшей страсти — гордыни, и все знают почему он ужасен. Потому что именно гордыня послужила началом демонических сил.

Именно гордыня Денницы послужила началом падения падших ангелов. Она настолько коварна, что не всегда мы её замечаем. Но мы можем очень легко себя проверить сегодня, слушая Священное Писание, горды мы или нет. Если у нас находятся силы отпускать грехи нашим ближним, значит ещё не все потеряно. Но если мы говорим, что не можем простить или если мы отвергаем наших ближних по какой-то лицеприятной причине - просто потому, что он нищий и не может рядом с нами стоять, то это прямое доказательство, что в нашей душе очень глубоко въелась гордыня. И от этой гордыни нам необходимо избавляться, а тем более сейчас, когда к этому очень располагает благоприятное время — время поста, молитвы, время дел милосердия, время сострадания нашим ближним, одним словом, время любви.

Ведь без прощения согрешений ближних не может быть полноценной любви. Без того, что человек нудит себя к этому прощению, не может быть и милости. Только в труде и терпении человек приобретает опыт этой настоящей любви. Тогда, словно шелуха, уходит всё внешнее и любовь становится настоящей, истинной любовью.

Когда все внешние признаки отошли, только тогда любовь становится настоящей! Так бывает и в семьях. Только с течением времени люди, любящие друг друга, приобретают христианское наполнение любви. До этого брак, как правило, совершается по лицеприятию. Именно потому, что люди не выносят этого бремени, бывают нестроения и раздоры в семье, люди расходятся, разбегаются, говоря, что пропала любовь. Не могла она пропасть, потому что она даже не начиналась! Любовь начинается только с того момента, когда человек избавился от всех внешних признаков. Тогда эта любовь поистине христианская.

Только тогда эта любовь может называться истинной любовью, о которой апостол Павел нам говорит в своём послании к Коринфянам в 13-й главе, что она «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Только такая любовь, настоящая, христианская, имеет возможность привести человека в Царствие Небесное. И не просто привести его в Царствие Небесное, но уже здесь, на земле, воцарить мир и покой в нашей душе. Потому что мир и покой в нашей душе - это не есть нечто, что нам просто так даётся. Этот покой, этот мир, это благополучие души мы должны заслужить! Заслужить всей своей жизнью.

Дай Господи, дорогие братия и сестры, чтобы мы, проходя эти последние дни, последнюю неделю Успенского поста, укреплялись бы в вере, укреплялись в милосердии, в воздержании. И, конечно же, по слову сегодняшнего Евангельского повествования, отпустили бы грехи и прегрешения нашим ближним.

Иерей Игорь Миляев


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.