Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

Казанская икона Божией Матери

Велико для верующей России значение чудотворной Казанской иконы, которая пользуется в русских православных семьях беспримерным почитанием. Во имя этой иконы и для хранения её воздвигнут в северной столице один из великолепнейших в России соборов. Большей частью именно этой иконой благословляют молодых к венцу и, озаряемый в детских мирным сиянием неугасимой лампады, кроткий лик Богоматери с любовью смотрит на подрастающих детей.

Казанский поход царя Ивана Васильевича Грозного походил на крестный ход. Казалось, целью было скорее привести к Христу новое стадо, чем покорить новое царство московскому царю. Казань пала в день Покрова Богоматери. Взрыв стены и башен Казани раздался тогда, когда во время обедни в походной царской церкви диакон возглашал прошение ектении: «О еже покорити и пособити под нозе его всякаго врага и супостата». Вступив на следующий день в Казань, царь немедленно заложил собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же царь определил и место для построения других храмов, а в следующем году была учреждена в Казани епархия и прислан первый казанский епископ святой Гурий.

При ревностном распространителе света Христова еп. Гурии и его приемнике св. Германе распространение веры в Казани шло успешно, но потом магометанство оказало сильное сопротивление. В эту именно пору для укрепления православия Богоматери и угодно было прославить Свою икону.

В 1579 году, после страшного пожара, превратившего в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города, магометане заговорили, что русский Бог немилостив к русским и пожаром показал свой гнев на них. «Вера Христова, − замечает летописец, − стала притчею и поруганием». Тогда Господь и явил милосердие Своё.

Один стрелец собирался ставить на месте пожарища себе новый дом. Девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Богоматерь и приказала поведать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из недр земли Её икону, причём, Богоматерь во сне указала и место, где на пепелище сгоревшего дома скрыта икона. Девочка рассказала о сне матери, но та не придала никакого значения словам дочери. Видение повторилось, но мать и на этот раз не обратила внимания на повеление Богоматери, передаваемое устами ребёнка. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне самую икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Девочка проснулась потрясённая и перепуганная и стала звать мать и громко требовать от неё исполнить приказание Царицы Небесной. Тогда, наконец, та согласилась и отвела дочь к воеводам и к архиепископу Иеремии. Но никто из них не поверил словам девочки.

8 июля, вернувшись после бесплодных похождений, мать взяла в полдень заступ и стала сама рыть по указанию дочери. Помогали ей и другие. Но икона не появлялась. Тогда стала рыть Матрона и около того места, где была в доме печь, скоро было найдено заветное сокровище. Увидели икону Богоматери, обёрнутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишнёвого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не испорченный, точно икона была только что написана. Присутствовавшие при обретении иконы немедленно разнесли весть о том по всему городу. Когда узнали о событии городские власти, все собрались к дому стрельца; архиепископ казанский с духовенством совершил на месте явления крестный ход и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем её был священник Гермоген, впоследствии митрополит казанский и затем патриарх всея Руси, погибший в смутное время за православие. Он и описал событие явления иконы. У Николы Тульского было совершено торжественное молебствие, и затем икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел Иосиф, который был слеп в продолжение трёх лет. Затем в самом соборе исцелился другой слепец – Никита. В последующие времена было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подаётся людям, страдающим глазами.

Вскоре архиепископ и воеводы послали царю в Москву подробное донесение об обретении иконы с её точным списком. Царь велел на месте явления строить женский монастырь для сорока инокинь и в нём хранить икону. Отроковица Матрона со своей матерью первыми приняли на новом месте пострижение. Кроме первоначальной церкви вскоре была воздвигнута новая, каменная, с трапезой; на содержание обители было дано сто душ. В 1594 году был заложен и в следующем же освящён митрополитом Гермогеном новый обширный собор Успения Богоматери. Штат инокинь тогда же увеличен до 64 человек; принесены были обители богатые вклады утварью, иконами, ризами; образ был обложен царскими дарами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Новые великолепные украшения возложены на икону императрицей Екатериной. При ней же решено построить взамен простоявшего двести лет и обветшавшего храма другой. Он заложен в 1798 году на отпущенные по повелению Екатерины 25 тысяч рублей и освящён в 1808 году.

Ум человека верующего невольно поражается одним обстоятельством. Явление Казанской иконы знаменовало собой торжество русских над магометанством. И всё время, пока заветная святыня красовалась в Казани, мы считали себя с востока спокойными. В ночь на 29 июня (по старому стилю) 1904 года несколько святотатцев забрались в соборный храм Казанского монастыря и, ограбив его, унесли с собою и чудотворную Казанскую икону. Грабители найдены. Но икона пропала бесследно. И тогда-то постигли нас поражения на востоке. Относительно судьбы подлинной Казанской иконы существует два мнения.Одни полагают, что подлинная икона хранилась в Москве и перенесена сюда по благочестивому желанию царей, но без огласки, чтоб не огорчать казанских жителей. Русские цари любили сосредоточивать в Москве святыни всех мест; мог также привести с собой эту икону из Казани Гермоген при переходе на патриаршую кафедру. При перенесении столицы в Петербург, говорят сторонники этого мнения, именно эта икона была в числе других святынь перенесена в новую столицу, следовательно, в Петербургском Казанском соборе находится подлинная Казанская икона. Другие утверждают, что подлинная Казанская икона находилась в ополчении Пожарского и, прибыв в Москву, осталась в построенном для неё Пожарским на Красной Площади соборе. Размеры этой иконы значительно меньше пропавшей в Казани и пребывающей в Петербурге. Как бы то ни было, все три иконы явились великими источниками благодати Богоматери.
22 октября празднование Казанской иконе Богоматери совершается в честь избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Это время было очень тяжёлой порой в истории нашего отечества. Когда с престола российского в 1606 году был свергнут последний отпрыск фамилии Рюриковичей – Василий Иванович Шуйский, на Руси прекратился царский род. Наступило время междуцарствия, сопровождавшееся разными насилиями, смутами, грабежами и всякой неправдой.

В низовьях Волги, в Астрахани, объявился в это время самозванец, выдававший себя за убиенного в Угличе царевича Димитрия. На свою сторону он привлёк много казаков и большие толпы тёмного доверчивого народа. К довершению постигших Русь бедствий, древняя наша столица Москва вероломно была захвачена поляками, покорившими много и других русских городов. Шведы угрожали нашему отечеству с севера и взяли уже Новгород. И поляки, и шведы хотели окончательно водвориться на святой Руси и даже поставить в правители для русского народа своего царя.
Смута была так велика, и повсюду царило такое безначалие, что уже большинство и русских людей, жаждавших прекращения междуусобиц и кровопролития, согласилось на поставление в правители польского королевича Владислава. Но верные сыны своей родины и церкви вознегодовали на такое небывалое ещё в жизни нашего отечества явление, чтобы чужеземец и иноверец повелевал православным русским народом. Дружно тогда ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей первопрестольной столицы и отечества.

К Москве стали двигаться со всех сторон нашей обширной родины полки и вольные дружины. В числе других ополчений прибыла из Казани рать, собранная кличем князя Пожарского. Это храброе воинство сильно было и верой. Вместе с собой ополчение принесло и принадлежавший князю список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

С великим упованием на заступление Царицы Небесной тогда устремились русские полки на врагов, и Владычица не оставила верных почитателей Своих. Ратники отняли у врагов укреплённый ими Новодевичий монастырь и взяли множество врагов в плен. Но хотя враги и испытывали неоднократные поражения, наносимые русскими войсками, но окончательного спасения Руси от своеволия иноземцев ещё не последовало.
За успехами русских войск пошли раздоры отдельных начальников нашей рати. Казаки и другие ратные ополчения начали проявлять пьянство и чинить грабежи и насилия над окрестными жителями.

В 1611 году, зимой, Казанская икона Богоматери из Москвы снова была отправлена в Казань. На пути честный образ встречен был в Ярославле нижегородским ополчением, созванным Мининым и состоявшим под командой князя Пожарского. Воинство, узнав о чудесах, проявленных в Москве заступлением Богоматери, взяло икону с собой и постоянно имело её у себя в лагере. Молитвы к Царице Небесной о спасении нашего отечества были услышаны Пречистой Девой. И Богоматерь простёрла Свой милостивый Покров над Русской землёй.

Множество препятствий пришлось встретить прибывшему в Москву нижегородскому воинству. Предстояло взять хорошо укреплённый и упорно защищаемый поляками город, отразить прибывшее к Москве свежее, многочисленное польское войско и усмирить буйство и бесчиние русских отрядов. Тягота положения усилилась ещё и оттого, что разорённые местности не могли доставлять продовольствия для русского воинства. Всё это возбудило в маловерных и малодушных сердцах робость и упадок мужества. Очень многие из преданных сынов отечества, отчаявшись в спасении его человеческой силой, восклицали в глубокой печали:

− Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы всё сделали для твоего освобождения, но видно Богу не угодно благословить наше оружие победой!
В таком горестном положении оставалась только одна надежда на помощь свыше. Весь народ и войска с умилением сердечным начали воссылать горячие моления Пресвятой Богородице, прося милостивого Её предстательства перед престолом Сына Своего и Бога нашего. Для усугубления молитвенных обращений, кроме отслуженного торжественного молебна, все решили соблюсти строгий трёхдневный пост. Господь услышал скорбный вопль верных рабов Своих и явил Свою милость к нашей церкви и отечеству.

В Московском Кремле в плену у поляков томился прибывший в Россию с греческим митрополитом Иеремией архиепископ Арсений Елассонский. Архипастырь от тяготы плена и страданий впал в болезнь и лежал в своём заключении. В это время его темничная келья исполнилась необычайного света и Арсений в сиянии его узрел преп. Сергия Радонежского, который объявил, что по молитвам святителей земли русской Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Господь дарует избавление русскому народу. При этом св. Сергий возвестил, что в следующий же день сыны России поразят надменных и богохульных врагов. Для уверования в истинности своих слов преподобный даровал Арсению исцеление от его тяжкого недуга.

Русские услышали радостную весть избавления и сердца воинов исполнились неустрашимой отвагой и мужеством. Они сделали решительный приступ к Кремлю и 22 октября 1612 года победили врагов. Устрашённые поляки в трепете бежали из-под Москвы.

В первый же воскресный день русское воинство и все граждане столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Церковную процессию в воротах Кремля встретил архиепископ Арсений, который вышел вместе с сохранённой им в плену чудотворной Владимирской иконой Богоматери.

В память столь чудесного заступления Владычицы русский царь Михаил Феодорович, избранный на престол в том же 1612 году, установил по благословению своего отца, митрополита Филарета, ежегодно праздновать Казанской иконе Богоматери два раза: в день обретения её – 8 июля и в день избавления Москвы от поляков – 22 октября. При этом учреждении были в Москве два крестных хода из Успенского собора во Введенскую церковь, где князь Пожарский поставил точный снимок с чудотворной Казанской иконы, украшенный многими драгоценностями.

Но до 1649 года праздник в честь Казанской иконы был совершаем, кроме Казани, только в Москве. В этом же году царь Алексей Михайлович установил день 22 октября праздновать по всей России.

Казанская икона Богоматери в Петербурге и Москве. Происхождение иконы в Московском Казанском Соборе таково. Она была послана из Казани князю Пожарскому, шедшему на освобождение Москвы с дружинами северных городов. Русские бойцы усердно молились Богоматери, прося помочь им выручить столицу. Поляки заперлись в Китай-городе, окружающем Кремль узким кольцом. В Кремле томился у поляков в плену греческий архиепископ Арсений. Ему явился преподобный Сергий Радонежский и объявил, что молитвами Богоматери царствующий град избавляется от врагов. Весть об этом явлении дошла до русских и воодушевила их. 22 октября (по старому стилю) они выбили поляков из Китай-города, а вслед затем поляки сами сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русской рати с заветными московскими святынями, а впереди русских дружин шла Казанская икона.

В память этого события и установлено празднование Казанской иконе – сначала в Москве, а с 1649 года – по всей России.
В Москве Казанский собор стоит на исторической Красной площади, против Кремлёвских стен, в двух десятках шагов от Иверской часовни, в виду возвышающегося на площади памятника, с которого Минин указывает Пожарскому на Кремль. Он стоит незыблемым воспоминанием милости Богоматери к Русской земле в одну из ужаснейших годин.

Петербургская Казанская икона является заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стоят богомольцы, и многие деловые петербуржцы с живым религиозным чувством каждый день приходят на поклонение иконе, при множестве занятий урывая минуту, чтобы зайти с приветом к Матери своей.
В Казанском соборе отдыхает мертвенным сном от своего бессмертного исторического подвига Кутузов. Когда в 1812 году, внимая гласу народа, требовавшему поставить его во главе русских армий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим, последний перед отъездом в армию заезжал молиться в Казанский собор. Народ выпряг лошадей из его кареты и взывал: «Прогони французов!». На Кутузова, отличавшегося всегда набожностью, после молебна была возложена Казанская икона. Богоматерь не отвергла возложенного на Неё старым полководцем упования, и фельдмаршал, окружённый незаходимой славой, вернулся в гроб на покой в тот же Казанский собор.
Есть и другая память этого времени – литой из серебра великолепный иконостас. Серебро это отбито казаками у французов из награбленной ими в московских церквях добычи и принесено в дар Казанскому собору. Под чудотворной иконой золотыми буквами выделяется краткая, но выразительная надпись: «Усердное приношение Донского войска».

Что-то чудное веет под высочайшими сводами Казанского собора меж величественных гранитных столбов с прикреплёнными к ним знамёнами, символами былых побед. Там, за стенами – мир и его дела. А здесь – вечность, тихая, задумчивая вечность. Постоишь хоть несколько минут в этой задумчивой тишине, уже чувствуешь, как дальше стал от житейского мира и ближе к миру вечных, непреходящих явлений. А там, перед иконой, теплятся свечи, зажженные со страстными мольбами и от земли подымается к Богоматери зов: «Заступнице усердная»

Каплуновская-Казанская икона. В конце XVII-го века в 20 верстах от города Ахтырки, Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник Иоанн Ильич Уманов. В 1689 году ему явился чудотворный образ Богоматери.

8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70, другой 80, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургии. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трёх престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший приём хотели отдать икону даром и едва согласились взять за неё 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.

Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день, и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:

− Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошёл к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся слёзы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села её стали называть Каплуновской.

Отец Иоанн долго ещё после этих событий служил в селе и утешался всё возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.

Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Пётр, идя к нему навстречу и ища помощи небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел всё это из окна и спросил у Мазепы объяснение того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Её икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Отыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Пётр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:

− Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там придётся нам, наверное, очень плохо.

Перед началом Полтавского боя Пётр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен со святыней домой. Пётр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег. На киоте этом сделана надпись: «В сем ковчеге император Пётр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».

В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений от священника о. Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.
Празднование этой иконы совершается ещё в день 8 июля (по старому стилю), в день Казанской иконы.

Казанская икона в Тобольске. В кафедральном соборе города Тобольска пребывает Казанская чудотворная икона, повесть о которой принадлежит к числу замечательнейших среди чудных повестей о делах Богоматери на земле.
8 июля 1661 года приходилось на воскресный день. За утренней в Знаменском Тобольском монастыре церковный дьяк Иоанникий читал сказание о явлении празднуемой в тот день Казанской иконы. Дойдя до того места, где повествуется, как сначала не веривший в явление иконы, архиепископ казанский уверовал и всенародно каялся в грехе отрицания, Иоанникий вдруг лишился чувств и упал вместе с аналоем. Его вынесли из церкви. Придя в себя, он потребовал духовника иеромонаха Макария и открыл ему следующее.

– «21 июня я, вернувшись домой после утреннего пения, заснул и вижу – приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; – я почёл его митрополитом Филиппом. Явившийся святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводам и всему народу, чтобы во имя Богородицы построили церковь на высоком месте, немного подалее от церкви трёх святителей; построили бы в три дня, а в четвёртый освятили и внесли в неё Казанскую икону Богоматери, ту самую, которая стояла в старой церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня между царскими и северными дверями, а теперь стоит на паперти трёх святителей, в чулане, лицом к стене; скажи, чтобы сему образу праздновали трижды в год: во вторник Светлой недели, 8 июля и октября 22 с крестным ходом. Поcкольку Бог за грехи ваши во гневе Своём послал на град ваш великих мух и повелел изморить ваш скот и вас живых поесть за то, что вы не воссылаете молитв и псалмопения ко Господу и Богоматери, но сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух; это – зловоние и Богу, и людям. Но Владычица наша вместе со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога Нашего о граде вашем и о всём народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой, повелел быть дождю, холодному ветру и морозу, дабы уморить тех больших мух». Я встал от сна, изумился, но не смел сказать никому. Немного дней спустя, когда я был один в своей келии и стал писать ирмосы: «Преукрашенная Божественною славою», ко мне пришёл тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы через меня, её служителя и угодника». После сих слов он исчез, а я от страха пал на землю. Восстав после, я прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Ещё через несколько дней, когда я спал в моей келии, святитель явился мне снова и сказал с гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Ради твоего небрежения гнев Божий грядёт на град ваш: встань скорее и поведай архимандриту, воеводам и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет городу вашему: скот ваш вымрёт, от дождей вода разнесёт дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте». Но и о сём третьем явлении я не сказал никому. 6 июля после вечернего пения я пришёл в келию и лёг спать, заснул лёгким сном, и слышу в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: «Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего». Один из поющих сказал мне: «за то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». Когда же я начал читать о явлении чудотворной Казанской иконы Богоматери, то увидел, что являвшийся мне прежде святитель идёт с паперти и благословляет народ на обе стороны; он прошёл трапезу, также благословляя людей, подошёл ко мне и сказал: «Ты читаешь это, − и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит на паперти, лицом к стене; почему же ты не поведал о сем?» И он возвел руку свою, и, ударив меня, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока не совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю, и вот теперь повествую вам».

Народ в страхе выслушал потом этот рассказ о явлениях. Все пошли с крестным ходом и отысканною иконою на место, указанное Богоматерью для построения храма. В три дня устроили его, а на четвёртый освятили. Всё это время чтец Иоанникий был с опухшим лицом и в крайней слабости. После же освящения церкви оправился. До построения храма поля гибли от постоянных дождей, а после освящения его наступила ясная погода, и всё оправилось.

Казанская-Ярославская икона. Эта икона прославилась при следующих обстоятельствах. В 1588 году некий Герасим, страдающий болезнью правой руки, видел во сне Богоматерь и с той поры сильно желал иметь у себя икону Успения Пресвятой Богородицы. Но во сне Богоматерь сказала ему:

− Герасим, в городе Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне есть Моя икона. Возьми её у юноши, и благодатью Сына Моего и Бога она станет источником чудес. Возьми её, и с нею иди в город Романов и прикажи жителям, чтобы храм во имя Рождества Моего, который переставлен на гору, они вернули на прежнее место под горой и назвали его во имя этой иконы Моей. Ты же оставайся в городе Романове до смерти.

Герасим отыскал на торгу в указанном месте икону. Как только взял он её в свои руки, правая рука его внезапно исцелилась. Он отнёс икону в Романов и исполнил волю Богоматери относительно храма. Икона Казанская простояла в этом городе 21 год.

9 марта 1609 года Романов был взят литовцами. Один литовский офицер и увёз с собою Казанский образ в Ярославль. Услыхав о находящейся в руках офицера святыне, ярославцы просили его уступить городу образ и предлагали даже значительную сумму денег. Офицер долго не соглашался, но 18 марта вдруг сам принёс икону одному из почетнейших граждан – Василию Лыткину. Икона была перенесена с торжеством в загородный приходской храм Похвалы Богоматери. Когда в том же году поляки напали на Тверь, святыню принуждены были перенести внутрь города, в церковь Рождества Христова, на берегу Волги. Тогда Богоматерь в двукратном явлении Своём диакону Елеазару повелела воздвигнуть для пребывания иконы новый храм, который и был устроен у земляного вала. При перенесении сюда чудотворной иконы Казанской от неё истекло много чудес. Усердные ярославцы создали при новом храме женский монастырь, куда перешли 72 сестры из прежней разорённой поляками обители.
В следующем году жители Романова испросили себе у царя Василия Ивановича Шуйского разрешение взять икону из Ярославля обратно в Романов. Но в эти дни в Ярославе совершились от иконы новые исцеления инокини Анисии, не владевшей руками иногами, и умалишённого посадского человека Константина. В виду этих чудес ярославцы в свою очередь просили оставить икону у них. В Москву были затребованы подробные сведения об иконе, и было решено оставить икону в Ярославле, обязав притом ярославцев сделать с иконы точный список, украсить его совершенно таким же, как на чудотворном образе, окладом, и отдать этот список в Романов. Всё это было сделано; в 1611 году список с честью был отнесён в Романов и поставлен там в Казанской церкви, где первоначально стояла чудотворная икона. Ежегодно с великим торжеством чудотворная икона приносится в город Романов.
Казанская–Высочиновская икона. Икона эта пребывает в Высочиновском мужском монастыре, существующем с 1886 года. При Петре Великом местность этого монастыря, в 3 верстах от города Змиева, Харьковской губернии, была занята казённым сосновым бором. Его охраняли нижние чины и пушкари из Чудова, жившие в избах, стоявших на каждом участке. Одна такая изба была на берегу болотистой реки Мжи, прорезавшей бор. В хижине жил пушкарь с женой, детьми и старым слепым отцом. Старик с помощью внука и костылей едва двигался и больше лежал на печи.
Однажды, обходя свой участок, сторож увидел на болотной кочке Казанскую икону, сияющую лучами. Когда он принял её на руки, из-под этой кочки забил источник чистой воды. Сторож принёс обретённую им икону Божией Матери домой и поставил её со своими образами.

Когда настала жатва, вся семья ушла в поле. В лесной хижине оставались только старик и его девятилетний внук. Вечером стоявшая в углу Казанская икона стала испускать свет, подобный солнечному и настолько сильный, что было больно смотреть на неё. Мальчик в страхе стал звать деда, крича, что угол избы загорелся. Старик сполз с печи, подобрался к углу и здесь своими мгновенно прозревшими глазами увидел не только яркое сияние от иконы, но и другие предметы. Когда семья вернулась, она нашла старика не только зрячим, но и бодро ходящим по хижине. На следующее утро в приходском Артюховском храме семья сторожа служила благодарственный молебен. Священник поставил икону в церкви, но она дважды сама переносилась в избу сторожа и раз вернулась туда из соборной церкви города Змиева, куда была перенесена в третий раз. Так икона и осталась у сторожа, подавая многочисленные исцеления.

После Полтавской битвы эта местность была пожалована сотнику Василию Высочину, который отбил шведскую пушку. Высочин перенёс из Артюховки деревянный храм и поставил его на месте хижины сторожа, а в 1795 году этот храм был заменён каменным. При внесении иконы в новый храм из очей Богоматери три дня капали слёзы, размывшие краску. Их собирали в полотенце, которое долго потом накладывали на головы молящихся. Оно потеряно в 1830 году.

8 декабря 1886 года открыт Высочиновский монастырь, которому передана икона с Михаилоархангельским храмом. Когда икону вынесли навстречу вновь прибывшей братии, икона просветлела, точно приветствуя их.

В Высочиновский монастырь ходит много богомольцев. Ежегодно икону приносят в Змиев. Икона имеет 6 вершков в вышину и 5 в ширину; писана на липовой доске, а в 1892 году покрыта серебряной вызолоченной ризой с алмазами.

Казанская икона в Пензе. В пензенском кафедральном соборе пребывает чудотворная икона, присланная городу в дар от царя Алексея Михайловича. Пенза в то время была только что основана почти на границе государства. В благословение новопоселенцам из царских палат и была назначена эта икона. За нею было послано несколько жителей Пензы; они несли её всё время от Москвы, а в Пензе были встречены духовенством и народом.

Почитание иконы особенно усилилось с 1717 года, когда её благодатью Пенза была спасена от великой опасности. На этот город часто делали набеги кочевавшие в астраханских и саратовских степях ногайцы. Самое страшное нашествие их было в 1717 году. Они выжигали целые селения, а жителей или убивали, или со скотом и другой добычей брали в плен. Опустошив пригороды – Рамзай и Мокшан, ногайцы подступили к самой Пензе и обложили её. В городе заперлись её жители с собравшимися из уезда дворянами. Ждали военной помощи, но она не подходила. Как могли, защитники отражали кочевников с крепостных валов, но их число быстро стало убывать. Разнёсся слух, что 4 августа ногайцы решили всеми силами обрушиться на город, овладеть крепостными воротами и башнями и, ворвавшись в город, выжечь и вырубить его. Всю ночь пред приступом жители Пензы провели в молитве, прося Богоматерь перед Её Казанской иконой не выдать их в их беспомощном положении. Когда с утра увидели с валов, что ногайцы собираются начать наступление, на Никольскую площадь вынесли Казанскую икону с крестами и хоругвями и начали молебен. Внезапно лик Богоматери на иконе почернел и из глаз потекли слёзы, но к концу молебна тот же лик просветлел и засиял дивными радостными лучами. Предчувствие спасения охватило горожан. Верили, что Богоматерь защитит. Скоро с валов пришла весть, что ногайцы, прекратив наступление, повернули тыл и бегут в беспорядке, еле успевая забрать повозки свои и пленных. Из рассказов пленных ногайцев потом выяснилось, что в то самое время, когда они готовы были броситься на город, из Пензы показалась ехавшая на белом коне прекрасная Дева. Её сопровождали два старца; из неё исходили огненные лучи, прожигавшие ногайцев, как острые мечи. В ужасе они побежали. Событие это описано в старинной рукописи, хранящейся в соборной библиотеке.
От иконы было много и других чудес.

Казанская икона в Симоновском монастыре, в Москве. Во второй четверти XIX-го столетия девица Наталья Венедиктовна Жмаева по совету великого старца Серафима Саровского предприняла четырёхмесячное странствование по разным русским монастырям. В конце своего паломничества она заболела: у неё открылись раны на руках и ногах, и стали происходить обмороки. В 1832 году она пришла в Москву. Как иногороднюю, её не приняли в больницу, и она без медицинской помощи мучилась у державших её из милости страннолюбивых людей. Как-то раз, в состоянии забытья, ей показалось, что она переехала реку в лодке и вошла в какой-то монастырь и в церковь. В церкви престарелый иеромонах передал ей икону Богоматери со словами: «Молись перед сею иконою Богоматери. Она исцелит тебя и покажет путь ко спасению. Писана она святым отцом».

Жмаева стала тогда искать виденный ею во сне монастырь. Побывала она 14 августа в Донском и Даниловом, а 15-го собралась в Новоспасский. Подходя к переправе через Москву-реку, она увидела на горе Симоновой монастырь, который ей снился. Туда она и отправилась. В ней приняла участие Тыртова и приютила её у себя в доме близ монастыря. 16 августа она показала Жмаевой в монастырской трапезной портреты схимонахов Симоновской обители. Пред портретом схимника Алексия странница упала в обморок, узнав в нём того, кто ей являлся. 17-го служили панихидупо схимонахе Алексии, и страннице стало хуже; она всё слабела и готовилась к смерти. Утром 21 августа во сне опять ей явился иеросхимонах Алексий с иконой Богоматери и сказал, что икона эта находится в соборе, на правой стороне. Он приказал поновить лик Богоматери, но не покрывать всей иконы красками, затем поставить её у царских врат. Наталия, повинуясь голосу явившегося ей схимонаха, отыскала икону и после этого совершенно исцелилась.
Воля старца была исполнена. Икона стала собирать богомольцев. Теперь она находится в особо устроенном для неё при соборе приделе, а на зиму переносится в трапезную церковь. В обители ведётся запись чудес, о которых свидетельствуют многочисленные привески на иконе. Особенно много было исцелений от беснования, сумасшествия и запоя.

Казанская-Вышенская икона. Во время войны 1812 года, спасаясь из Москвы, в Тамбовский Вознесенский монастырь приехала монахиня Мирония Данкова. Она везла с собой Казанскую икону – родительское своё благословение. По дороге в Тамбов ямщик хотел её убить. Тогда монахиня с воплем обратилась к Богоматери, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя заступница». Ямщик немедленно ослеп. После такого вразумления он раскаялся и обещал доставить монахиню в Тамбов. Тогда он прозрел и довёз Миронию до монастыря.

Икону монахиня поставила у себя в келии. Однажды она услыхала наяву голос, приказывавший ей перевезти икону в Вышенскую пустынь, Тамбовской епархии. В страхе она забыла, что именно ей приказано. Голос повторился во второй и в третий раз. Тогда Мирония стала умолять Богоматерь оставить икону у неё до смерти. Монахиня завещала по кончине икону в Вышну, куда она и была перевезена 7 марта 1827 года. Здесь от иконы истекло много исцелений. Кроме того, иногда по ночам видели чудный свет, исходивший от иконы.

Ежегодно 15 мая Вышенская икона приносится в торжественном крестном ходе при громадном стечении богомольцев в Тамбов в память избавления города в 1841 году от холеры. 10 июня икона уносится в Кирсанов.

Казанская икона в Московском Вознесенском Девичьем монастыре. Она прославилась двукратным сохранением от разрушения огнём.

В 1689 году, отслужив пред этой иконой молебен, забыли погасить свечу, так что она упала и подожгла аналой, на котором лежала икона. Обгорел аналой, но икона, писанная на полотне, вся сохранилась, как сохранилась и пелена, лежавшая под иконой.

19 июля 1701 года в Кремлёвском дворце и в близлежащем Вознесенском монастыре случился пожар. Икона стояла тогда на гробу князя Барятинского. Дочь его, схимонахиня Иоанна, придя к гробу отца, помолилась пред иконой и сказала: «Пресвятая Владычица, Сама спаси от беды Твой образ и меня, недостойную рабу Твою!» После этих слов она вышла из монастыря, оставив икону на прежнем месте. Из Вознесенского храма иконы были вынесены в храм Святой Троицы, что на Рву. Когда там стали проверять иконы, то среди них оказался и образ Казанской Божией Матери, хотя его никто не выносил. Точно также, когда стали проверять иконы после пожара, он оказался внесённым в церковь, хотя никто его не вносил.

У этой иконы исцелилась параличная девица Дашкова. Икона стоит в Екатерининском храме Вознесенского монастыря.

Казанская икона в Шлиссельбурге. Икона эта чтилась ещё в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находится ныне в крепостной часовне.
В 1611 году крепость Орешек (нынешний Шлиссельбург) была взята шведами, а Казанская икона замурована в стене русской церкви, превращённой потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет.
В 1702 году Орешек был отбит русскими и назван Шлиссельбургом. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остаётся влажным. Сколько не возобновляли окраску и штукатурку, ничего не помогало. Однажды ночью стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этой стены, а потом образовалась трещина, в которой показалась икона. Её вынули, и она прославилась чудесами.
Казанская икона в Московском Высокопетровском монастыре. Икона эта в 1849 году принадлежала купеческой дочери, девице Татьяне Степановне Крашенинниковой, жившей в своём доме в приходе Благовещенской церкви, что на Бережках. В начале упомянутого года трижды во сне слышалось ей повеление оказывать помощь одержимым припадочными болезнями. Она стала собирать к себе таких больных, и они исцелялись от её домашней Казанской иконы. Число собиравшихся к Крашенинниковой людей до того стало велико, что они не помещались в доме и в сенях и ждали своей очереди на улице. Во избежание всяких нареканий на Крашенинникову митрополит Филарет предписал взять икону в Высокопетровский монастырь, где она продолжала подавать исцеления припадочным и расслабленным. Икона и поныне находится в этом монастыре: зимой в тёплой Сергиевской церкви, а летом в Боголюбской.

Казанская икона в Вязниках, Владимирской губернии. В городе Вязниках, Владимирской губернии, в соборном храме есть древняя чудотворная икона, известная около 3 веков. Следствие о ней производилось в 1624 году. По указу государя Михаила Фёдоровича и по благословению патриарха Филарета в Вязниковскую слободу были присланы из Москвы следователи. Они были свидетелями чудес. 13 октября во время литургии был исцелён дьячок Иродион, который многие годы был «умом повреждён и внутренним недугом болезновал». Тогда же исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семёнова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Икона была признана чудотворною.

Казанская икона в Нижнем-Ломове, Пензенской губернии. В 1643 году в двух верстах от лежащего в нынешней Пензенской губернии города Нижнего Ломова эта икона явилась на источнике казаку Андрею Набокову. Жители устроили на месте явления деревянную часовню, а через пять лет царь Михаил Феодорович разрешил выстроить церковь и приказал быть монастырю. Для церкви им были посланы ризы, книги и утварь. Икона просияла многими чудесами. В грамоте Петра Великого её называют чудотворною и «многоцелебною». Размерами она на 1/4 аршина менее подлинной Казанской иконы.

Казанская икона в селе Кузминках. Церковь села Кузминки расположена на красивом возвышенном холме близ Царского Села, под Петербургом. В апреле 1826 года местному священнику крестьянка села Александровки Мария Екимова рассказала, что ей три ночи подряд являлась прекрасная Женщина в белом одеянии и, будя её, приказывала идти на реку под гору, чтобы взять Её икону. Всякий раз ворота избы оказывались растворёнными, хотя никто не проходил. В третью ночь Екимова вышла в растворённые ворота, у которых деревянный запор оказался переломленным, и увидела, что в лучах необыкновенного света спустилась икона и остановилась на берегу реки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка. Перенесённая в церковь икона прославилась многими чудесами.

Казанская икона в селе Павловском. В версте от села Павловского, Звенигородского уезда, Московской губернии, был источник под названием «Святой колодец».
Один павловский крестьянин от невоздержанной жизни безнадёжно заболел. Тогда Богоматерь во сне сказала одному благочестивому павловскому крестьянину: «Объяви больному, чтобы он молил о своём исцелении Богоматерь, сходил бы умыться на «Святой колодец» и перестал бы жить невоздержанно: иначе умрёт без покаяния». Больной приполз к источнику и, умывшись, стал здоров. Икона, явившаяся у колодца на дереве этому крестьянину, перенесена в приходскую Павловскую церковь. Усердием павловских крестьян над колодцем была построена часовня.

Казанская-Табынская икона. Село Табынское лежит в Стерлитамакском уезде, Уфимской губернии. Икона прославилась многими чудесами. Явилась она во второй половине XVI века иеродиакону монастыря, лежавшего близ указанного села, на большом камне у подошвы горы, над источником, называвшимся «Святые ключи». Икону носили в Уфу и Казань и поставили затем в монастыре. С 1676 года сведений об иконе нет. В первую половину XVIII века её нашли башкиры и надругались над ней. В наказание они ослепли и долго блуждали по лесу, пока один, раскаявшись, не прозрел.

В 9-ю пятницу по Пасхе, когда была обретена икона, многие тысячи народа собираются в село Табынское, а в следующее воскресенье икону носят на «Святые ключи».

Казанская-Каташинская икона. Она пребывает в Каташинском Николаевском мужском монастыре, Черниговской губернии, куда принесена из Стародуба в XVIII веке по грамоте архиепископа черниговского Иоанна Максимовича. Явилась она в лесу у села Белого-Колодезя священнику и стояла затем в Белоколодезской церкви. Во время шведского нашествия перенесена в Стародуб, а после Полтавской битвы в Каташинский монастырь.

Казанская икона в Суздале. Икона эта стоит в Суздале, в храме на базарной площади, у Красных ворот. Она писана в XII веке благоговейным иноком Шартомского Николаевского монастыря Иоакимом. Написав икону, Иоаким отнёс её в город Суздаль и остался жить в этом городе, в особой хижине при церкви, куда поставил икону.
В 1728 году, копая фундамент для новой церкви во имя Казанской иконы, нашли гроб инока Иоакима целым. Епископ суздальский Иоаким, знавший об этом иноке, велел не трогать гроба. Благоговейный иконописец покоится под западной стеной храма, посвящённого иконе, которую он по воле Богоматери начертал.

Казанская икона в Каргополе. Эта икона прославилась в 1714 году. Раньше она принадлежала каргопольской вдове Марфе Васильевне Пономарёвой. 14 февраля 1724 года из правого ока иконы потекли слёзы. Священник, призванный Пономарёвой, перенёс икону в церковь, где истечение слёз повторилось опять из правого глаза – в тот же день, а 26 числа – из обоих глаз и на виду многих граждан. От иконы истекли чудеса.

Казанская икона в Арзамасе. Она стоит в Спасском монастыре за настоятельским местом. Надпись говорит о том, что 2 июня 1739 года за вечерней, во время чтения акафиста Богоматери, сильный удар молнии разбил большую главу и свод собора; молния, опалив столбы у местных икон, зажгла пол у южных дверей. Братия в беспамятстве пали на помост храма, но благодатию иконы были спасены от гибели.
Казанская икона в Вологде. До 1812 года эта икона стояла в часовне епархиальной богадельни. В декабре 1811 года одна благочестивая старушка видела этот образ висящим под облаками близ Всехсвятской церкви, что на Глинках, и слышала от неё голос, предсказывавший великое бедствие (нашествие французов) за грехи народа. Это видение повторилось ей ещё 20 июня и 1 августа следующего года. Образ перенесён был в Глинковскую церковь. В холерные годы жители прибегали к этой иконе. Она имеет 1 аршин вышины и 1 ширины.

Казанская икона в Витебске. Эта чтимая в Витебске икона находится в Марковом Свято-Троицком монастыре. Когда в 1654 году русские заняли Белоруссию, то была образована Полоцкая епархия; первого полоцкого епископа Каллиста патриарх Никон и благословил этой иконой.

Списки с чудотворной Казанской иконы. Чудотворные и особо чтимые копии с Казанской иконы Богоматери известны в следующих местах:

- Древний и местночтимый список Казанской иконы в слоб. Мурафе, Харьковской губернии, Богодуховского уезда. Во время войны с Карлом XII, когда шведы вступили в Малороссию и приближались к мосту через реку Мерчик, близ слободы Мурафы, жители её подняли эту икону и вышли к мосту. Шведами неожиданно овладел страх, и они покинули мост, предавшись неожиданному бегству и не причинив никакого вреда жителям Мурафы.

- В с. Черепахово, той же губернии, Лебединского уезда, в Казанском храме. Предание о ней говорит следующее: когда она была принесена в Москву для украшения, то в том доме, где она находилась, а также и в соседних домах не было моровой язвы, тогда как во всём городе она свирепствовала и уносила с собою в могилу тысячи жертв.

- В с. Ворожбе, той же губернии и уезда, в Покровском храме. Это самая древняя икона этого храма; риза её сделана в XIX веке. Как имя жертвователя, так равным образом и время поступления этой Казанской иконы Божией Матери в Покровский храм неизвестны.

- В слободе Гинеевке, Харьковской губернии, в Богородице-Рождественском храме. Время поступления её в храм также неизвестно, но в этой церкви она была уже в 1748 году.

- В Богородице-Рождественском храме слободы Константиновки, Харьковской губернии.

- В слободе Песках, Харьковской губернии, Изюмского уезда. Находится она в местной вознесенской церкви и особенно прославилась многочисленными чудесами в холерные годы – 1831, 1848 и 1854.

-В селе Каплуновке, в 20 верстах от Ахтырки, Харьковской губернии.

- В Ельце, Орловской губернии. Эта икона находится в соборном храме. На ней сделана следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасён от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 году и принесён из острога Талина в г. Елец». Неизвестно, почему она названа Казанской: может быть потому, что она – список с явившейся в 1579 году Казанской иконы, но может быть вследствие сходства изображений этих двух икон. Каждый год с этой иконой совершается крестный ход в бывший острог или крепость Талины, которая ныне превратилась в село Талицы.

- В Киеве, недалеко от Софийского собора, в Троицкой церкви. Икона называется «Златовратскою». В сделанной на ней надписи говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы от Златых врат, перенесён лета от Адама 7202, от Рождества Христова 1699 октября 20 дня». В Киеве же есть и другая местночтимая Казанская икона; она находится в известных Ближних пещерах, в Воздвиженской церкви.

- В Рязанской губернии, в городе Зарайске, в местном соборном храме. Эта Казанская икона Богоматери принадлежит к числу местночтимых. Устроена она в 1673 году зарайским воеводой М.Ф. Карандеевым в память избавления города от нашествия крымских татар и была первоначально поставлена на городских воротах, а потом в XVIII веке перенесена в местный собор.

- В Казанском соборе города Нерехты, Костромской губернии. Эта местночтимая икона считается чудотворною и, по преданию, сохранилась невредимою во время пожара 1702 года, уничтожившего деревянную церковь. Ещё известны иконы Казанской Божией Матери в Костромской губернии в следующих местах: в Воскресенской церкви села Игодова, Галичского уезда, в с. Бушневе, Чухломского уезда, ив соборном храме г. Солигалича (вклад царствующего дома).

- В Дерманском монастыре, Волынской епархии. По словам монастырской описи 1776 года эта икона «от незапамятных времён слывёт благодатию чудес». От неё же получил прозрение 1 июля 1636 года иеромонах Авраамий. Ещё известны иконы в Волынской губернии в следующих местах: в Никольской церкви с. Малые Садочки и в Казанском храме с. Малые Дедеркалы, Кременецкого уезда; в селе Лопавши, Дубенского уезда, в Казанской церкви.

- В Курском Знаменском мужском монастыре. Сюда она перенесена в 1725 году из Карповской пустыни, почему и именуется ещё «Карповскою». В той же губернии есть Казанская икона Богоматери и в Знаменском Хотмыжском монастыре.

- В Смиловицкой приходской Успенской церкви, Минской губернии, Игуменского уезда; по преданию она найдена на дороге; от неё получили исцеление две женщины.

- В Казанской церкви города Тулы есть две древние иконы Казанской Божией Матери. Одна из них – дар царицы Наталии Кирилловны, а другая – дар митрополита казанского Маркела, по обещанию в 1698 году.

- В Троице-Сергиевой Лавре; в надписи на этой иконе говорится, что ею благословил Государя Императора Петра Великого во время шествия в низовый поход в Казань Тихон, митрополит казанский, в 1722 году.

- В Предтеченской церкви Алексеевского монастыря, в Угличе; пожертвована А.Ф. Микшиной и украшена жемчужной ризой.

- В Казанском-Головниковском женском монастыре, Московской губернии.

- В городе Воронеже, в Богородицко-Рождественской церкви. В Воронежской губернии известны списки в следующих местах: в с. Ключе, в г. Павловске; в с. Коротояке и с. Кучугурах.

- В Черниговской губернии: в м. Городище, Сосницкого уезда; в с. Покошичах, Королевского уезда и в с. Жуковке, Ичне и Марчихиной Буде.

- В Богоявленской церкви слободы Мстеры, Владимирской губернии.

- В Дорогобужском Болдине монастыре, Смоленской губернии.

- В Троицком соборе г. Тетюши, Казанской губернии, и в селе Красном Яре, той же губернии, Чистопольского уезда.

- В д. Зимино, Нолинского уезда, Вятской губернии.

- В Жадовской пустыни, Симбирской губернии, и в г. Алатыре, в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре.

- В селе Курба, Ярославского уезда, и с. Исаевском, Ярославской губернии, Ростовского уезда.

- В д. Темникове, Тамбовской губернии, в Преображенском соборе.

- В Чернеевском монастыре, той же губернии.

- В Московской Введенской церкви, в бывшем Ровенском монастыре.

- В Московской Христо-Рождественской церкви, в Кудрине.

- В Тамбовском кафедральном соборе.

- В с. Шамордине, Козельского уезда, Калужской губернии.

- В г. Иркутске, в соборной кафедральной Богоявленской церкви. с Нею ежегодно в первый летний месяц после посева ярового хлеба совершается крестный ход в селение Куда, в 19 верстах от Иркутска, для освящения полей. а оттуда и в соседние слободы.

- В Ситхинском соборном храме, на Аляске. Она сделана в России по заказу ситхинских креолов в начале 50 годов XIX столетия и отличается художественной работою.

(Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, Сост. С.Снессорева, Ярославль, 1999г.)


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.