Главная
Проповеди Приходской вестник Православный календарь Фото Видео Форум Карта сайта

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Начиная с царствования царя Петра I, Россия приступает к решительным действиям по приобретению земель, имеющих выход к морям. Так в 1696 году войсками Петра I был взят6 Азов, а через два года Россия начинает строительство новой крепости — Таганрог — на Азовском море. Но возобновившаяся в 1710 — 1711 годах война с Турцией закончилась для Петра неудачей и лишила Россию этих завоеваний. Русское население из Азова переселяется на Дон.

В это время "созрел" вопрос о необходимости упорядочить заграничную торговлю, которая приносила большие доходы. Вначале была учреждена лишь таможня. Дата учреждения Темерницкой таможни и принята за дату основания города Ростова-на-Дону. Около таможни стало появляться и слободское население со своими домами и, конечно же, с храмами.

Время царствования императрицы Елизаветы Петровны ознаменовалось большим событием для будущего города. В 1761 году императрица Елизавета Петровна подписывает указ о строительстве восточнее Темерницкой таможни новой крепости. Эту новую крепость было решено назвать крепостью Святого Димитрия Ростовского, канонизированного православной церковью девятью годами раньше, в 1752 году.

Святитель Димитрий Ростовский (1651 -1709)

В декабре 1651 года в местечке Макарове, что в 40 верстах от Киева, в семье казака Саввы Григорьевича Туптало родился сын Даниил. В свое время казак Туптало являлся участником Переяславской Рады по воссоединению Украины с Россией.

В 11-летнем возрасте Даниил был определен в Киевский училищный монастырь. В Кирилловском монастыре 17-летний юноша принимает монашество с именем Димитрий. С этого времени начинается духовная карьера для природноодаренного стихотворством и витиеватостью речи юноши.

Общение с образованными представителями духовенства и природные способности определяют его дальнейшую судьбу. Каневский и Густынский монастыри, пребывание в Литве и Белоруссии, Батуринский монастырь и наконец Киево-Печерская Лавра, где он принимает послушание, определившее дальнейшую его судьбу и прославившее его имя. Здесь он начал большую работу пo составлению Четий Миней (Жития Святых).

Книга, изданная в Киево-Печерской Лавре, итог двадцатилетней работы, сделала Димитрия известным в московских кругах. Петр I обратил внимание на талантливого проповедника в 1701 году, по его настоянию Димитрий становится митрополитом Сибирским. Но по состоянию здоровья он переводится в Ростов Великий, где с 1702 по 1709 год служит митрополитом Ростовским. Здесь он ревностно взялся за просвещение духовенства и мирян. Впервые в России в основанной им школе для детей всех сословий преподавался греческий и латинский языки.

Современник и сподвижник Петра I, духовный деятель высшего ранга, Димитрий успешно выступал как теоретик и как практик.

По решению церковного Синода, за заслуги перед Православной церковью и Отечеством в 1757 году Димитрий был причислен к лику святых. Императрица Елизавета Петровна в 1761 году назвала строившуюся на Дону по замыслу Петра I крепость именем Димитрия Ростовского, что дало в дальнейшем название городу.

23 сентября 1761 года состоялась торжественная закладка Ростовской крепости, сопровождавшаяся ее освящением с последующим фейерверком и пушечной пальбой. Руководил строительством крепости военный инженер русской армии Александр Иванович Ригельман, ставший впоследствии генералом.

Александр Иванович Ригельман (1720 -1789)
Военный инженер, строивший крепость св. Димитрия Ростовского.

Проект крепости при урочище Богатого колодезя был выполнен в Петербурге инженером Веденеевым, при этом переделывался несколько раз. Состоял проект из двух этапов строительства: временного и непременного.

По Временному этапу и строилась крепость в 1761 - 1763 г.г. инженер-капитаном А.И. Ригельманом. Непременный этап предполагал на земляных валах сооружение каменных стен с бойницами, но до второго этапа дело не дошло, так как Россия твердо закрепилась на южных рубежах и военных действий в районе крепости в последующем не происходило.

А.И. Ригельман родился в Петербурге в 1720 году в семье немецкого дворянина. Окончив шляхетный корпус получил специальность военного инженера. Начинал свою работу в разграничительной комиссии по установлению новой границы с Турцией.

Начиная с 1760 года судьба А.И. Ригельмана связана с нижним Доном, где он назначается инженером по строительству крепости св. Димитрия Ростовского. Затем с 1763 года по 1770 год руководил инженерной командой крепости.

С1774 по 1782 год был комендантом этой крепости и главным инженером по постройке других крепостей Приазовья.

А.И. Ригельман известен не только как военный инженер, но и как автор исторических трудов "История, или Повествование, о донских казаках", "Ведомость и географическое описание крепости Святого Димитрия Ростовского". Это была самая первая книга о Ростове.

В1782 году из крепости св. Димитрия Ростовского А.И. Ригельман в чине инженер-генерал-майора, будучи кавалером ордена св. Геор-гия 4-ой степени, ушел в отставку.

А. И. Ригельман составил и свои записки по истории крепости Святителя Димитрия Ростовского

Крепость Святителя Димитрия Ростовского имела звездообразную форму с девятью углами и занимала обширную площадь с длиной окружности более 3,5 км. Территория крепости находилась примерно на площади, ограничивавшейся такими современными улицами, как проспект Чехова (бывший Малый) на западе, Нахичеванский переулок на востоке, улица М. Горького (бывшая Сенная) на севере и улица К. Станиславского (бывшая Старопочтовая) на юге. Возведение земляных укреплений и основных зданий внутри крепости завершилось к 1763 году.

В 1762 году из ликвидируемой крепости Святой Анны переносится в Ростовскую крепость церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вскоре ставшая соборной, а также строятся другие храмы. Епархиальные ведомости того времени указывали, что в конце 1760-х годов в Ростовской крепости уже были такие церкви:

РОСТОВСКИЕ ФОРШТАДТСКИЕ ЦЕРКВИ

В самой крепости святаго Димитрия Ростовскаго, внутри ея, были две церкви—Соборная Свято-Покровская и Свято-Димитриевская; а вне крепости, за стенами ея, было шесть церквей,—въ солдатском форштадте четыре батальонныхъ, для каждого пограничнаго батальона, пятая казачья, для коннаго казацкаго полка, и шестая в купеческом форштадте

В 1-м батальоне оставшейся двуротной команды церковь существовала во имя Казанской иконы Божией Матери.

Во 2-м батальон церковь была во имя святаго Николая чудотворца. "17-го мая 1773 года, въ крепости святаго Димитрия Ростовскаго, въ солдатском форштадте второго пограничнаго батальона Николаевская церковь со всем иконостасом, с антиминсом, со всеми книгами и утварьми от громового удара сгорела; въ 1775 году устроена и освящена новая; при ней священникъ Евдоким Евдокимов; приходских дворов было 60".

В 3-м батальоне церковь Успения Пресвятыя Богородицы.

В 4-м батальон церковь святаго апостола Андрея Первозваннаго.

В слободе казачьей—Цоломановке, в форштате коннаго казацкого полка церковь была во имя святого Архистратига Михаила с приделом святого Димитрия Ростовского. Полк этот переведен войска Донскаго в Рогосскій стан; туда же въ 1778 году перевезена и самая церковь святаго Архистратига Михаила.В купеческом форштате церковь Рождество-Богородичная

СВЯТО-КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Казанская церковь - одна из первых церквей в районе Ростовской крепости. Ее появление относится ко времени 1762-1763 года. Вначале Это была однопрестольная деревянная церковь принадлежащая 1-му батальону военного гарнизона крепости Святого Димитрия Ростовского. Известно что уже через десять лет после ее возведения, церковь нуждалась в ремонте и в 1777 г. при исполняющем обязанности обер-коменданта крепости генерал-майоре Семене Гурьеве, эта «старая» Казанская церковь ремонтировалась за счет леса обветшавшей Успенской церкви.

Вид на Казанский храм (на переднем плане справа) с востока начало ХХ в.


Протоиерей Д.Крещановский в книге « Исторические записки о Покровской церкви», 1907г, пишет: «На солдатском форштадте, недалеко от старой Казанской церкви до 1777года стояла Успенская церковь, к ней принадлежал третий пограничный батальон. Сведений о постройке нет. Церковь была устроена из тонкого леса прищла в ветхостьи, по ходатайству обер-коменданта генерал-майора С.Гурьева была разобрана.Лес от церкви пошел на починку старой Казанской церкви.

Церковь была старая и ветхая, поэтому в 1832 г. было разрешено построить новую каменную церковь. К сожалению не нашли документов о ее строительстве.
На Казанском переулке( ныне пер.Газетный)с 1764 года стояла старая деревянная церковь. В 1846году рядом была построена новая кирпичная, к старой церкви в 1861 году пристроена каменная колокольня. С 1898 года нет упоминания о старой деревянной церкви

Несколько проблематичным является указать место расположении храма. Имеется много указаний на то, что первая «старая» деревянная Казанская церковь находилась на месте ростовского почтамта, в Соборном переулке. Но вот первый план Ростова в 1811 года прямо указывает на этом месте церковь Святого Николая.

Это противоречие, пожалуй, можно объяснить следующим:
К 1832 году в Казанском (ныне-Газетном) переулке появилась новая каменная Казанская церковь: Старую церковь переосвятили во имя Святого Николая, которую после 1832 года стали тоже официально именовать «старой» Никольской церковью, но по привычке называли по-прежнему- «старой» Казанской. Во всяком случае, в этом «старом» храме богослужения стали проводиться от случая к случаю. Так продолжалось до 1865 года, когда на старом ростовском кладбище сгорела церковь Всех святых, и часть спасенных предметов церковного культа передали на временное хранение в «старый» Казанский храм. В течение двух лет хранения этой утвари в этом храме возобновились регулярные богослужения. Но в 1868 году все богослужебные предметы перенесли из Казанской церкви в новую каменную Всехсвятскую церковь, которую построили на новом городском кладбище.

Новое городское кладбище и церковь всех Святых, 1865 год


После этого «старую» Казанскую церковь закрыли окончательно, а затем из-за ветхости разобрали полностью, сохраняя на освобожденной от храма площадке кирпичный, крытый железом престол.

В середине 1890-х годов на этой площадке было возведено здание ростовской Почтово-телеграфной конторы, однако, проект его разноэтажного здания предусматривал сохранение престола бывшего храма.

Документов церкви сохранилось немного за 1810- 1921гг. они отложились в описях 19,20,21.По своему содержанию это: указы Екатеринославской духовной консистории и Ростовского духовного правления за 1810-1900гг; ведомости о церкви за 1824-1828гг.,1842-1911гг.; метрические книги за 1815г.,1841г.,1843-1863гг,1867-1869гг.; книги «обыск брачный» за 1950-1954гг.,1876г.,1890-1921гг.; книги записи прихода денежных сумм за 1886г., 1852г.,1880г.,1883-1904гг.,1907-1909гг.,1915г.

Более подробно рассмотрим ряд ведомостей. Они сохранились за 1824-1916гг.

В ведомости о церкви за 1842г. Указано: «Церковь построена в 1764г. холодная, здание деревянное на каменном фундаменте. По ветхости на ее месте в 1832 году разрешено построить каменную церковь. Престол в ней один, притча при ней - священник 1, диакон 1, дьячок-1, пономарь-1.

Земли усадебной 59 кв.саженей. Зданий, принадлежащих церкви, нет. В ограде церкви имеется каменный дом для сторожей.

Духовное правление и местный самочинный в г. Ростове-на-Дону «опись выдана в 1842 году, из ростовского духовного правления « за скрепью первоприсутствующего протоиерея Г.Щербинского». Приходные книги с 1809г. Метрические книгис 1791г., исповедные- с 1800г.

В приходе дворов – 152, в них жителей-608 муж., и 571 жен. По сословиям -дворяне, отставные разных чинов, купцы, мещане, поселянские.Из них раскольников часовенных-7 дворов, 30 мужчин и 32 жен.(Оп.19д.503)

В ведомости за 1850 г.указано, что церковь построена в 1846г. Здание кирпичное на каменном фундаменте, трехпрестольная, холодная. Кроме основного престола - в честь Казанской иконы Божией Матери, в храме появились два новых придела с престолами: ПРАВЫЙ - во имя Святого пророка Ильи, левый - во имя Святителя Митрофана Воронежского.

В ведомости за 1869 г., уже церковь теплая.. « Здание кирпичное на каменном фундаменте, с таковыми же трапезною и колокольнею, пристроенными в 1861г на старой церкви».( Оп. 19, д.504)

В ведомости за 1881г,значится церковно-приходское училище, которое размещалось в караулке сторожа. С марта 1881 утвержден законоучителем училища священник Ф.А.Миляревский.( Оп.19, д.504)

В 1889г.в приходе 198 дворов, в них жителей 794муж и 835 жен., по сословию - духовные, военные, статские, купцы, мещане, и прочие городские обыватели, крестьяне. В приходе было 10 дворов раскольников, в них 40 муж. И 30 жен.

В 1894гпо штату в церкви 3 священника.( Оп. 19 Д. 504)

В ведомости о церкви за 1898 г, указано, что церковь построена в 1846 году, и освящена в 1849 году. Огорожена кирпичной оградой ( остарой церкви не говорится).

В 1898 г даны сведения о церковной библиотене. Книги разбиты по 11 отделам: священное Писание – 11 номеров названий и сторические книги 19 номеров названий и т.д.

Даны сведения о церковно-приходской школе, которая открыта в 1880г.
Размещалась в церковном доме, содержалась на средствапопечителя церковного старосты М.М. Дутикова и церкви.. В 1898 году, в ней обучалось 43 мальчика. Преподаватели школы: законоучитель- священник А. Краснокутскийц, и учительница, окончившая курс епархиального женского училища О.Кащенко.

Одним из первых известных нам фундаторов (благотворителей) Казанского храма, давших средства на его строительство и благоустройство, был ростовский купец Илья Иванович Копьев.

В 1857году заканчивается «дело о высочайшем утверждении проекта новой каменной колокольни с трапезной при Казанской церкви», составленного архитектором, подполковником Седовым, а в 1859 году - «дело о внесении некоторых изменений во внутреннее расположение пристроек». Реализация расширения храма в западную сторону до окончательных размеров 25*13 саженей (около 53*28 м) произошла в 1860 году при старосте Романе Андреевиче Максимове, а строительство новой звонницы-годом позже закончил его старший сын, Петр Максимов. Таким образом, изначально небольшая крестово-купольная церковь в стиле классицизма была дополнена трапезной и притвором с надстроенной звонницей в лаконичных классических формах.

Установившаяся в нашей стране Советская власть с первых же дней своего существования развернула бурную антирелигиозную деятельность, которая постепенно перешла в физическое уничтожение храмовых строений. Первые утраты потерпели православные храмы, но затем такая же участь постигла храмы других вероисповеданий. Следует сказать, что первые утраты, частичные разрушения и грабежи, церковные здания ощутили еще в Гражданскую войну, полыхавшую почти на всей территории страны. Так, декретом 1919 года закрывались все бесприходные церкви. Тем не менее широкая "война" против храмов началась в 1929 году — в "год великого перелома". Инициатива проведения "безбожной пятилетки" принадлежала ЦК ВКП(б). Активизировал свою деятельность Центральный союз воинствующих безбожников. В 1931 — 1936 годах почти все храмы были закрыты (кроме некоторых кладбищенских), большая их часть уничтожена, на местах разрушения сразу возводились здания или разбивались скверы. Некоторая терпимость к религии проявилась во время Великой Отечественной войны, когда потребовалась мобилизация всех сил для борьбы с гитлеровской Германией. В 1943 году был, по разрешению И. В. Сталина и В. М. Молотова, восстановлен в СССР "институт" патриаршества, который прекратил свою деятельность в 1925 году — со смертью патриарха Тихона. Тогда, в 1943 году, был избран второй "советский" патриарх, бывший до этого местоблюстителем патриаршего престола, митрополит Сергий.

Казанский храм разрушили в 1931 году. На его фундаменте построили общеобразовательную, (теперь муниципальную) школу №39, которая открыла свои двери лишь в 1936голу. В годы войны здание школы было переоборудовано под госпиталь и повреждено бомбой.

В 1996 году в Ворошиловском районе города был возрожден Казанский приход.


Выражаем благодарность вебмастерам сайта прихода Свято-Троицкой Русской Православной Церкви г.Балтимор (США) за любезно предоставленные скрипты для Православного календаря.